Слайд 1Что такое мастер-класс?
Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта
является мастер-класс.
Слайд 2Мастер-класс - это
открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики
развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины;
особый жанр
обобщения и распространения педагогического опыта;
Слайд 3Мастер–класс – это
главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской)
педагогической системы;
эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения
и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Слайд 4Мастер–класс – это
особая форма учебного занятия, которая основана на «практических»
действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной
педагогической задачи.
форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.
Слайд 5 Особенности мастер-класса:
новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
метод
самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
создание условий
для включения всех в активную деятельность;
постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;
формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;
форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Слайд 6Технология мастер-класса
не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности,
будь то прием, метод, методика или технология;
передать продуктивные способы
работы – одна из важнейших задач для Мастера.
Слайд 7Позитивный результат
мастер-класса:
овладение участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы,
в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Слайд 8Требования к организации и проведению мастер-класса
Как локальная
технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать:
конкретный методический прием или метод,
методику преподавания,
технологию обучения и воспитания.
Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.
Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.
Слайд 9Примерный алгоритм проведения мастер-класса
выделение проблемы;
панель (актуализация проблемы);
объединение в
группы для решения проблемы;
работа с материалом;
представление результатов работы;
обсуждение
и корректировка результатов работы.
Слайд 10Основными элементами технологии проведения мастер-класса
индукция,
самоконструкция,
социоконструкция,
социализация, афиширование,
разрыв,
творческое конструирование знания
рефлексия.
Слайд 11Индукция.
Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую
деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка,
воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.
Слайд 12Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция.
Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Слайд 13Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию
окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа
выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
Слайд 14Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов,
рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
Слайд 15Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт»,
«понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв —
это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником.
Слайд 16Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений,
возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для
рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
Слайд 17Позиция Мастера
это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать
учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности;
мастер
создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.
мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.
Слайд 18Стиль ведения, демонстрирующий личностные качества мастера
коммуникативность,
общекультурное развитие,
интеллигентность,
взгляды,
убеждения, мировоззрение,
характер, воля, темперамент и др.
Слайд 19Пути передачи авторской программы мастера
речь и голос (тон, сила,
выразительность, дикция, интонация, техника речи);
мимика, жест, управление эмоциями, чтение
эмоционального состояния на лице;
пантомимика (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);
умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
педагогическая импровизация: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
психологическая зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
коммуникативная культура, умение вести диалог, дискуссию;
чувство времени.
Слайд 20Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень
ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике
и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта
Слайд 21Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с
целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого
участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.