Слайд 1Повышение профессиональной компетентности воспитателей старшей группы ДОУ
Слайд 3 Работа с педагогами
Оказание
психологической помощи педагогам и воспитателям для снижения
рисков их профессионального
выгорания (консультации, тренинги)
Информационно-методическая поддержка
Постоянное повышение профессиональной компетентности
Слайд 4Разработаны проекты
«Здоровый педагог – здоровый ребенок»,
«Воспитание семьянина»,
тренинг педагогической коммуникации
«Как слово наше отзовется…»,
цикл занятий по профилактике личностных расстройств
у детей старшего дошкольного возраста( по программе Н. Дятко и С.Кривцовой
Слайд 5Структура курса
Профилактика личностных расстройств у детей
Лекция № 1. Ребенок как
Person. Я, Самость, Самоценность у детей дошкольников. Теоретические основы курса.
Лекция
№ 2. Поведенческие проявления нарушений развития личности. Диагностика мотивов «плохого» поведения: метод, принципы и технология.
Лекция № 3. Составляем «Воспитательный план действий».
Лекция № 4. Привлечение внимания: описание поведения, стратегии воспитательного воздействия и принципы профилактики. Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания.
Лекция № 5. «Власть и месть» как мотивы: описание поведения, техники экстренного педагогического вмешательства и принципы профилактики.
Лекция № 6. «Избегание неудачи»: описание поведения, техники воспитательного воздействия и принципы профилактики.
Лекция № 7. Поддерживающие стратегии и направленное развитие самости. Понимание чувств и потребностей детей.
Лекция № 8. Как помочь детям и родителям вносить свой собственный вклад в общую деятельность
Слайд 6Программа «Профилактика личностных расстройств» представляет собой систему, состоящую из 5 шагов воспитательного
плана действий:
1 шаг - наблюдение и описание поведения проблемных детей.
2
шаг - обнаружение скрытой цели нарушения поведения.
3 шаг - выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки».
4 шаг - разработка стратегии и тактики поддержки ребенка для повышения его самоценности
5 шаг - включение родителей и коллег педагогов в реализацию Воспитательного плана действий.
Слайд 10Сколько же поддержки нужно ребенку,
который «плохо» себя ведет?
Слайд 11Рекомендации педагогам-психологам
Работая по программе «Профилактика личностных расстройств у детей
дошкольного возраста»(авторы С.Кривцова, Н.Дятко) с воспитателями следует использовать интерактивные формы
работы.
Выделить с помощью анкетирования воспитателей детей «группы риска»
Разработать карты наблюдения за проблемными детьми
Разработать план психолого-педагогического сопровождения
Включение родителей в реализацию плана психолого-педагогического сопровождения только после получения первых положительных результатов.
Слайд 12Рекомендации воспитателям
1.Поработайте над изменением своего восприятия ребенка. Нужно найти положительные
черты в мстительном или властолюбивом ребенке.
2.Меняйте ваши реакции, прореагируйте на
его поведение иначе, чем вчера.
3.Показывайте,что вы заботитесь обо всех детях
4.Учите детей управлять эмоциями: говорите вслух о своих чувствах и о чувствах детей в конкретной ситуации; способствовать физическому проявлению эмоций, выходу их в приемлемой форме.
Слайд 13Приложение
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
Имя, фамилия, возраст_______________________________________________________
Дата проведения наблюдения, день недели______________________________________
Время проведения_______________Воспитатель_________________________________
Вид деятельности:
игровая, режимный момент___________________________________
Прогулка, вид занятий__________________________________________, свободная и т.д.
____________________________________________________________________________
Дополнительные сведения (период
адаптации, после болезни, обычно)
____________________________________________________________________________
Ориентирование на требование педагога
Не подчиняется________________________________________________________
Ситуативное(когда)____________________________________________________
Полностью подчинен___________________________________________________
Избирательность в отношении к разным педагогам
Не проявляется ________________________________________________________
Проявляется (как)______________________________________________________
Умение регулировать эмоции
Не владеет регуляцией__________________________________________________
Импульсивность в пределах нормы(ситуация)______________________________
Может «отложить» эмоциональное проявление_____________________________
Зависимость от оценки других
Не зависим от оценок___________________________________________________
Зависим от оценки педагога_____________________________________________
Зависим от оценки сверстников__________________________________________
Включенность в деятельность группы
Играет один (какое время)_______________________________________________
Наблюдает со стороны__________________________________________________
Играет избирательно ___________________________________________________
Играет со всеми (вид игры, длительности)
Целенаправленность поведения
Мало целенаправленное__________________________________________________
В основном цель удерживает, хотя отвлекается______________________________
Целенаправленное проведение____________________________________________
Слайд 14Адекватность бытовым, игровым ситуациям
Адекватен______________________________________________________________
Отказ от игры (интуитивное понимание отторжения)__________________________
Неадекватность, импульсивность___________________________________________
Манера
действий адекватна, хотя импульсивна_______________________________
Импульсивность
Наличие выраженной импульсивности, непоследовательности__________________
Ситуативное регулируется внешним контролем_____________________________
Регулируется
внешним контролем_________________________________________
Расторможенность ______________________________________________________
Присутствует некоторый уровень произвольности___________________________
Высокий уровень психической активности__________________________________
Особенности аффективного и эмоционального поведения
Психический тонус пассивный____________________________________________
Психический тонус активный, требует динамичности ________________________
Часто сниженное настроение______________________________________________
Эмоциональный фон ровный, чуть повышен_________________________________
Чрезмерное повышенное настроение_______________________________________
Адекватность аффективных реакций
Адекватность___________________________________________________________
Не типичная (при агрессии молчит, не реагирует)____________________________
Проявляет агрессии в ответ на обиду _______________________________________
Старается построить отношения ___________________________________________
Эмоциональная пассивность, подчиняемость________________________________
Нет дистанции в общении с взрослым______________________________________
Умеет понять эмоции другого, попытка объяснить____________________________
Появление утомления
Постоянно утомлен______________________________________________________
Утомление проявляется в начале недели, дня________________________________
Утомление в конце недели, дня____________________________________________