Слайд 1Новые понятия в старой оболочке
Работа с понятийным аппаратом на уроках
обществознания
Учитель истории и обществоведения
МОУ «СОШ № 5 г. Кировска»
Ерига
Ю.В.
Методист ИМК Спирькина О.С.
Слайд 2Понятие -
форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство.
Определение понятия –
это логическая операция, которая
раскрывает его содержание
Слайд 3Понятия в школьных курсах
неизвестные
известные
философские
культурологические
исторические
простые
сложные
Слайд 4Понятия в школьных курсах истории
Частичные
Исторические
триера, мушкет,
боярин, хоромы,
пагода…
Общеисторические
раб, натуральное
хозяйство,
сословная монархия,
крепостное право,
христианская церковь
Социологические
цивилизация, монархия,
республика, религия, культура,
государство,
война,
восстание, орудия труда,
внутренняя и внешняя
политика, экономика…
Слайд 5Этапы работы над понятиями
Знакомство (изучение)
Раскрытие "веера смыслов"
Выявление этимологии понятия
Определение исходного
понятия
Трансформация содержания и определение современного значения
Определение существенных признаков
Выработка определения при
помощи наводящих вопросов, работы с текстом Закрепление (усвоение)
Решение логических задач
Исправление текста с "ошибками"
Тестирование
Тренинг на запоминание
Игровые формы ("Умники и умницы", "Выборы", "Политические дебаты".
Контроль (знание и понимание)
Диктант
Тест
Решение задач
Задания, направленные на проверку умения применять понятия
Контроль: поурочный, промежуточный, итоговый.
Слайд 6Пути формирования понятий
Индуктивный
Дедуктивный
Выделение
существенных признаков
Определение понятий
Применение понятий
Изучение фактов,
формирование понятий
Слайд 7Приемы формирования понятий
Основные логические приемы, формирующие навыки мыслительной деятельности:
анализ (мысленное
расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства);
синтез (мысленное
соединение в целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа);
сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам);
обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в понятии).
Слайд 8Приемы формирования понятий
этимологический метод, т.е. поиск происхождения слова, его первоначального
смысла.
Многие научные понятия были введены в обиход учеными и философами
Древней Греции и Рима, что нашло отражение в частях слова, приставках, корнях и прямом переводе значения. Поэтому важно знание широко распространенных приставок (ин-, де-, дез-, а-, ан-, интер-, ре-, би- и другие) и корней двусоставных терминов (авто-, кратия-, фило-, фобия-, био- и другие).
Слайд 9Приемы формирования понятий
словесно-логический метод
тонкие вопросы: Как, Почему,
толстые вопросы:
Каким образом? Вследствие чего?
домашнее задание – взаимоопрос.
Словарь понятий
Слайд 10Правила определения понятий
1. Определение не должно быть широким, т.е. определение
не должно превышать своим объёмом определяемое понятие.
2. Определение не должно
быть узким, т.е. определение не должно быть по своему объёму меньше определяемого понятия.
3. В определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми.
4. Определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нём нельзя употреблять термины в переносном значении.
5. Определение не должно быть сложным и непонятным.
6. Определение не должно быть отрицательным.
Слайд 11Формы проверки знаний
Возможны традиционные методы контроля:
опрос по терминам, а
можно применить различные способы и приёмы, активизирующие процесс и запоминание,
и воспроизводства.
- «терминологическая змейка» (выучить термины и понятия, и по цепочке всем учащимся повторить).
- «терминологический диктант» (много разновидностей – закончи предложение, вставь термин, эритроциты – это…)
- дифференцируй (предложить 10 терминов по теме на любых 5 определений).
- «терминологическая разминка» (Синквейны)
- кроссворды – «творение работы»
Тесты и анкетирование
Слайд 12Ассоциативное мышление на уроках истории и
обществознания
Обществознание и история
– информационноемкие учебные предметы.
Большинство обществоведческих понятий имеют несколько
дефиниций.
Один из вариантов запоминания, а потом восстановления нужной информации – создание ассоциаций.
Слайд 13Ассоциация
В современной психологии связь между двумя или более психическими явлениями, при
которой возникновение одного из них обусловливает появление (актуализацию) другого (других). Психофизической
основой ассоциации считается условный рефлекс.
Явление Ассоциации было описано еще Платоном и Аристотелем, однако сам термин "Ассоциация" предложил Дж. Локк в XVII в.
Платон
Аристотель
Локк
Слайд 14Визуализация понятия
Учащиеся создают зрительный образ понятия.
Конструируют определение понятия
по зрительному образу.
Учащиеся с преобладающим развитием правого полушария мозга,
отвечающего за творчество, имеют возможность лучше усвоить понятийный аппарат.
В процессе визуализации срабатывает непроизвольное запоминание.
Развитие творческого и нестандартного мышления.
Слайд 15Примеры визуальных образов понятий
Слайд 16Примеры визуальных образов понятий
Слайд 17Примеры визуальных образов понятий
Слайд 18Примеры визуальных образов понятий