Слайд 1ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Слайд 2Значение оценки результатов
учебной деятельности учащихся
Важным этапом педагогического
процесса является проверка (контроль) результатов учебной деятельности учащихся, призванная установить
степень достижения целей обучения, уровень сформированности знаний, умений и навыков обучающихся, а также выявить уровень их развития, включая индивидуальные качества и личностные свойства.
Слайд 3Виды контроля
Текущий контроль подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого
определяется спецификой учебного курса, предмета.
Периодический контроль подразумевает проверку степени усвоения
учащимися учебного материала за длительный период времени и при необходимости может проводиться в конце четверти (триместра), полугодия.
Итоговый контроль производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую ступень обучения и является важнейшей формой итоговой аттестации.
Слайд 4Оценка
Система оценивания учебного труда учащихся должна учитывать как результативность
всех видов учебной деятельности ученика и процессуальную сторону усвоения учебного
материала, так и проявление индивидуальных качеств и личностных свойств.
Применительно к учебно-познавательной деятельности оценить – значит определить степень выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образовательных стандартов и учебных программ.
Слайд 5Ведущими целями введения 10-балльной системы оценивания являются:
1) повышение объективности оценки
и качества учебно-познавательной деятельности учащихся и ее результатов;
2) обеспечение социальной
защищенности личности учащегося;
3) реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств;
4) создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневому обучению;
5) обеспечение условий для формирования адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся и др.
Слайд 6Функции 10-балльной системы оценивания
учебных достижений учащихся
Контролирующая функция позволяет на
разных этапах обучения достаточно объективно определить уровень, которому соответствует учебная
деятельность учащегося и класса в целом при тематическом и итоговом контроле, а при текущем оценивании – учитывать проявление индивидуальных качеств и личностного отношения к усваиваемому учебному материалу, процессу учебной деятельности. Данная функция связана с определением учителем путей, методов и средств оптимизации процесса обучения в достижении требований образовательных стандартов и учебных программ в условиях разноуровневого обучения.
Слайд 7Функции 10-балльной системы оценивания
учебных достижений учащихся
Образовательная функция в условиях
применения 10-балльной интегральной оценочной шкалы ориентирует учителя на использование разнообразных
методов и средств оценивания учебных достижений учащихся адекватно уровням учебной деятельности, что не только активизирует их мышление, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферы, но и обеспечивает становление сферы саморегуляции, адекватной самооценки, поскольку в учебной и оценочной деятельности применяются индивидуально-групповые эталоны и демонстрируется положительное достижение каждого ученика в соответствии с его возможностями
Слайд 8Функции 10-балльной системы оценивания
учебных достижений учащихся
Стимулирующая функция заключается в
феномене положительного оценивания “вложенного труда”, фиксирующего и результат усвоения, и
процесс его достижения (который всегда индивидуален), путем использования диапазона отметок или баллов адекватно установленному уровню учебной деятельности. Учет проявления индивидуальных качеств и свойств личности при этом “снимает” состояние тревожности и страха у обучающихся и стимулирует их продвижение к достижению более высоких результатов.
Слайд 9Функции 10-балльной системы оценивания
учебных достижений учащихся
Диагностическая функция заключается в
анализе учебных достижений каждого учащегося, процессуальной стороны учебной деятельности, предоставлении
свободы выбора как уровня усвоения учебного материала, так и способа решения поставленной задачи для последующей корректировки недочетов обучающихся. Эта функция связана как с ранжированием вопросов, заданий, дидактических тестов и других методов и средств оценивания по уровням учебной деятельности, так и с использованием дидактических средств, позволяющих фиксировать анализ учебных достижений каждого ученика, корректировать его учебную работу.
Слайд 10Функции 10-балльной системы оценивания
учебных достижений учащихся
Социальная функция предполагает, что
объективная оценка учебных достижений учащихся способствует достижению определенного уровня образования,
востребованного обществом и государством, предопределенного образовательными стандартами. Оценивание достижений обучающихся, а не их недостатков, уровневая градация отметок от самого низкого (рецептивного) до высокого (продуктивного) обеспечивают дифференцированный подход к оценке процесса и результатов учебного труда учащихся, социальную справедливость и защищенность личности в соответствии с ее индивидуальными особенностями, возможностями и способностями, укрепляют статус ученика в образовательной среде и социуме.
Слайд 11Важнейшими признаками учебной деятельности школьников являются ее самостоятельность, продуктивность и
направленность на учебный материал, различающийся объемом и степенью сложности.
На основе
обозначенных и других признаков выделяются ступени в овладении учебным материалом, или уровни учебной деятельности (усвоения учебного материала).
Первый уровень – действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия.
Второй уровень – действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти, т. е. неосознанное воспроизведение.
Третий уровень – действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения.
Четвертый уровень – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.
Пятый уровень – применение знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов ее решения и т. п.).
Слайд 12Обозначенные критерии и признаки условно структурируются по трем группам:
1) предметно-содержательные
(полнота, обобщенность, системность, правильность, осмысленность знаний и др.);
2) содержательно-деятельностные (прочность,
действенность знаний, мыслительные операции, специальные предметные, интеллектуальные, общеучебные и другие внепредметные умения);
3) индивидуальные, личностные (активность, самостоятельность, самооценка, критичность, мотивация учения и другие свойства личности, характеризующие мотивационную, эмоциональную, волевую сферы, сферу саморегуляции и др.).
Слайд 13Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся
Расширение оценочной
шкалы от 5 до 10 баллов позволяет адекватно каждому уровню
установить определенный диапазон отметок или баллов, которые характеризуются интегральными показателями (таблица № 1).
Слайд 14Количественное выражение оценки учебно-познавательной деятельности школьников в баллах может быть
представлено следующим образом.
Слайд 15 ДЕСЯТИБАЛЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
таблица
№2
Слайд 16Особенности организации текущего, периодического и итогового контроля
результатов учебной деятельности учащихся
В
начальной школе также возможно будет использовать 10-балльную систему оценки результатов
учебной деятельности школьников на уровне второго и третьего классов, что обеспечит мягкий, поступательный переход к ее применению в основной школе при многопредметном обучении.
В подготовительном и первом классах планируется сохранить и усовершенствовать безотметочную систему оценки учебных достижений младших школьников, а в перспективе предполагается продлить ее использование и во втором классе начальной школы.
БОЛЕЕ ПОДРОБНО….