Слайд 12 класс «В»
Классный руководитель Коноводова Л.В.
Тема:
«Работа по профилактике и
коррекции адаптационных нарушений первоклассников»
Декабрь
2010 год
Слайд 2Адаптация
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к
новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным
ролям.
Деятельность педагогического коллектива школы № 509 по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:
I. Организация режима школьной жизни первоклассников.
II. Создание предметно-пространственной среды. - .
III. Организация оздоровительно-профилактической работы.
IV. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в
адаптационный период.
V. Организация внеучебной жизни первоклассников.
VI. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
VII. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
Слайд 3Этапы адаптации ребёнка к школе
Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной
реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три
недели.
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Слайд 4Группы детей по уровню адаптации .
При легкой адаптации состояние напряженности
организма компенсируется в течение первой четверти.
При адаптации средней тяжести
нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни.
У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.
Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Слайд 5Группы детей по степени адаптации
Первая группа детей адаптируется к школе
в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро
вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Это легкая форма адаптации.
Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям.
Это форма средней тяжести адаптация.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению.
ВЫВОД: учебу необходимо чередовать с полноценным отдыхом.
Слайд 6Механизмы дезадаптации
проявляются на
Социальном (педагогическом) уровне
Физиологическом уровне
Психологическом уровне
Слайд 7Особенности в режиме дня первоклассников
У первоклассников должен быть особый режим
дня. Уроки длятся 35 минут, в середине учебного дня –
большая динамическая перемена. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности – учебной
Примерный режим дня первоклассников:
7.00 – 7.10 - подъем
7.10 – 7.30 - зарядка, умывание, уборка постели
7.30 – 7.50 - завтрак
7.50 – 8.10 - дорога в школу
8.10 – 8.20 - подготовка к урокам
8.20 – 8.30 - утренняя зарядка до уроков
8-30 – 10-10 – уроки
10.25 – 11.05 – прогулка
11.20 – 12.05 – уроки
12.15 – 13.00 – обед
13.00 – 15.00 – отдых, дневной сон
15.00 – 15.30 – полдник
15.30 – 16.30 –выполнение творческих заданий
16.30 – 17.30 – прогулка
17-30 – 19.00 – свободное время
19.00 – 19.30 – ужин
19.30 – 20.30 – свободное время
20.30 – 21.00 – подготовка ко сну, сон
Слайд 8Организация учебно-познавательной деятельности первоклассника в адаптационный период
Основная часть урока -
«дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности.
Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.
Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций:
многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:
• задания разной степени трудности;
• специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие
мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не
большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;
• предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает
благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.
Слайд 9Детский кроссворд
И
Н
И
Ц
А
В
Д
Т
1
Е
Д
3
Я
П
Ь
Ч
Е
Т
Р
Ы
2
4
5
Т
Р
А вот это цифра – …!
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает она шею,
Волочится хвост за нею.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра … .
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Это третий из значков –
Состоит из двух крючков.
А за ней идет …
Острый локоть оттопыря
Вот один или …
Очень тонкая, как спица
Слайд 10Творческие уроки
Для большинства детей успех – сильный стимул к дальнейшему
совершенствованию, но именно в школе дети чаще всего страдают от
неудач. К сожалению, в самой системе образования нередко заложено формирование потенциально заниженной самооценки у детей (Р.Бернс). И это естественно, так как в школе универсальным инструментом, с помощью которого учитель выражает практически весь спектр своего одобрения и неудовольствия, является оценка. В беседе, посвященной контролю и оценке в классе, где учатся шестилетки, об этом говорится подробно.
Слайд 11Тематика творческих уроков
«Круги и линии»
«Лепим фигурки»
«Дом, в котором мы живем»
«Маски»
Принципы
организации творческих уроков
-отсутствие заданного образца
-эмоциональное переживания по поводу художественного образа,
создаваемого в процессе совместной деятельности
-развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности
Слайд 14ВЫВОД
общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей,
реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с
недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации
Слайд 15
Миф №1. Ребенок запросто адаптируется к школе, если ходил на
подготовительные занятия
Подготовка к школе играет свою роль, но ее значение
вовсе не так велико, как кажется. Максимально полезный вклад в самочувствие первоклассника подготовка вносит, если:
а) она проходила в здании школы
б) занятия вела будущая учительница
в) группа в полном составе переходит в 1-й класс, и ребенок с первого дня окружен знакомыми лицами.
При таком сочетании процесс адаптации ребенка к школе действительно может протекать немного легче и быстрее. Если же малыш просто выучил буквы и цифры на курсах при развивающем центре, пользы от этого будет не так много.
Слайд 16
Миф №2. Если адаптация прошла хорошо, ребенок будет хорошо учиться
(до 11 класса, и еще на пару лет вуза заряда
хватит)
Связь между адаптацией к школе и успеваемостью скорее циклическая, чем причинно-следственная. При успешно протекающем привыкании к новым условиям ребенку будет проще реализовать свой ученический потенциал. А если малыш неплохо успевает на уроках, ему легче адаптироваться к учебному процессу. В этих сложных взаимосвязях задача родителя – минимизировать стрессы вне школы, расшатывающие нервную систему первоклассника.
Слайд 17
Миф №3. Если отдать ребенка в школу позже (например, ближе
к 8-ми годам), адаптация будет протекать легче
Готовность к школе –
это не только знания, но и определенный уровень зрелости. До 7 лет ребенок занимается преимущественно игрой, а к 7 годам у него формируется потребность в приобретении знаний. У одних детей она «готова» к 6 годам, у других – только к 8-ми годам.
Важно понять, что созревание протекает в своем индивидуальном темпе и не может быть ускорено. Естественно, что ребенок, психологически еще не готовый перейти от игры к учебной деятельности будет адаптироваться к школе значительно тяжелее, чем ребенок, с готовностью принявший роль ученика.
Слайд 18
Миф №4. Адаптация к школе зависит от первой учительницы
Этот миф
имеет свои основания: принимающий и поддерживающий педагог действительно помогает школьнику
справиться с некоторыми трудностями. Но если ребенок сам по себе склонен к тревогам, если он мнительный, возбудимый, неусидчивый – учитель не сможет полноценно «включиться», ведь в классе еще 25 детей и нужно успевать следить за всеми. В этом случае необходимо медикаментозное сопровождение процесса адаптации под наблюдением врача-невролога.
Слайд 19
Миф №5. Все успокаивающие средства вызывают заторможенность
В течение острого периода
(первые три месяца) в качестве поддержки нервной системы школьника назначаются
легкие успокоительные – такие, как Тенотен Детский – специальный препарат, позволяющий нормализовать эмоциональный фон и настроение ребенка, улучшая концентрацию внимания и усидчивость. В отличие от большинства успокаивающих средств, Тенотен детский не вызывает заторможенности и сонливости, а это важно для ученика. У Тенотена детского широкий спектр действия – он помогает бороться как с выраженной тревожностью, так и с симптомами гиперактивности (повышенная отвлекаемость, неусидчивость). А благодаря своему стресспротекторному действию, Тенотен подходит для облегчения адаптации к школе.
То, что происходит в школе, мало регулируется со стороны родителя. Но с помощью поддержки, одобрения и любви можно создать дома среду, компенсирующую трудности школьной жизни. И ваш ребенок будет учиться с радостью!
Слайд 20Организация внеучебной жизни первоклассников
Эстетическое
(направление)
Физическое
(направление)
Интеллектуальное
(направление)
Психологическое
(направление)
Слайд 22Конкурс мультимедийных проектных и научно-исследовательских работ
«Грант префекта ЦАО для
школьников»