Слайд 12 класс «В»
Классный руководитель Коноводова Л.В.
Тема: 
«Работа по профилактике и
                                                            
                                    
коррекции адаптационных нарушений первоклассников»
Декабрь 
2010 год
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Адаптация
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к
                                                            
                                    
новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным
                                    ролям.
Деятельность педагогического коллектива школы № 509 по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:
I.  Организация режима школьной жизни первоклассников.
II.   Создание предметно-пространственной среды.                 -  .
III.    Организация оздоровительно-профилактической работы.
IV.   Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в
адаптационный период.
V. Организация внеучебной жизни первоклассников.
VI.  Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
VII.  Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Этапы адаптации ребёнка к школе
Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной
                                                            
                                    
реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три
                                    недели.
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Группы детей по уровню адаптации .
При легкой адаптации состояние напряженности
                                                            
                                    
организма компенсируется в течение первой четверти. 
При адаптации средней тяжести
                                    нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. 
У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.
Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Группы детей по степени адаптации
Первая группа детей адаптируется к школе
                                                            
                                    
в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро
                                    вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Это легкая форма адаптации.
Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. 
Это форма средней тяжести адаптация.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. 
ВЫВОД: учебу необходимо чередовать с полноценным отдыхом.
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 6Механизмы дезадаптации
проявляются на
Социальном (педагогическом) уровне
Физиологическом уровне
Психологическом уровне
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Особенности в режиме дня первоклассников
У первоклассников должен быть особый режим
                                                            
                                    
дня. Уроки длятся 35 минут, в середине учебного дня –
                                    большая динамическая перемена. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности – учебной
Примерный режим дня первоклассников:
7.00 – 7.10 - подъем
7.10 – 7.30 - зарядка, умывание, уборка постели
7.30 – 7.50 - завтрак
7.50 – 8.10 - дорога в школу
8.10 – 8.20 - подготовка к урокам
8.20 – 8.30 - утренняя зарядка до уроков
8-30 – 10-10 – уроки
10.25 – 11.05 – прогулка
11.20 – 12.05 – уроки 
12.15 – 13.00 – обед
13.00 – 15.00 – отдых, дневной сон
15.00 – 15.30 – полдник
15.30 – 16.30 –выполнение творческих заданий
16.30 – 17.30 – прогулка
17-30 – 19.00 – свободное время
19.00 – 19.30 – ужин
19.30 – 20.30 – свободное время
20.30 – 21.00 – подготовка ко сну, сон 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Организация учебно-познавательной деятельности первоклассника в адаптационный период
Основная часть урока -
                                                            
                                    
«дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности.
                                    Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.
Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций:
многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:
•     задания разной степени трудности;
•     специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие
мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не
большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;
•     предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает
благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 9Детский кроссворд
И
Н
И
Ц
А
В
Д
Т
1
Е
Д
3
Я
П
Ь
Ч
Е
Т
Р
Ы
2
4
5
Т
Р
А вот это цифра – …!
   
                                                            
                                    
Полюбуйтесь, какова:
    Выгибает она шею,
  
                                     Волочится хвост за нею.
А потом пошла плясать
    По бумаге цифра … .
    Руку вправо протянула,
    Ножку круто изогнула.
Это третий из значков – 
    Состоит из двух крючков.
А за ней идет …
    Острый локоть оттопыря
Вот один или …
    Очень тонкая, как спица
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Творческие уроки
Для большинства детей успех – сильный стимул к дальнейшему
                                                            
                                    
совершенствованию, но именно в школе дети чаще всего страдают от
                                    неудач. К сожалению, в самой системе образования нередко заложено формирование потенциально заниженной самооценки у детей (Р.Бернс). И это естественно, так как в школе универсальным инструментом, с помощью которого учитель выражает практически весь спектр своего одобрения и неудовольствия, является оценка. В беседе, посвященной контролю и оценке в классе, где учатся шестилетки, об этом говорится подробно.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Тематика творческих уроков
«Круги и линии»
«Лепим фигурки»
«Дом, в котором мы живем»
«Маски»
Принципы
                                                            
                                    
организации творческих уроков
-отсутствие заданного образца
-эмоциональное переживания по поводу художественного образа,
                                    создаваемого в процессе совместной деятельности
-развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности 
                                
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 14ВЫВОД
общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей,
                                                            
                                    
реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с
                                    недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15
Миф №1. Ребенок запросто адаптируется к школе, если ходил на
                                                            
                                    
подготовительные занятия
Подготовка к школе играет свою роль, но ее значение
                                    вовсе не так велико, как кажется. Максимально полезный вклад в самочувствие первоклассника подготовка вносит, если:
а) она проходила в здании школы
б) занятия вела будущая учительница
в) группа в полном составе переходит в 1-й класс, и ребенок с первого дня окружен знакомыми лицами.
При таком сочетании процесс адаптации ребенка к школе действительно может протекать немного легче и быстрее. Если же малыш просто выучил буквы и цифры на курсах при развивающем центре, пользы от этого будет не так много.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16
Миф №2. Если адаптация прошла хорошо, ребенок будет хорошо учиться
                                                            
                                    
(до 11 класса, и еще на пару лет вуза заряда
                                    хватит)
Связь между адаптацией к школе и успеваемостью скорее циклическая, чем причинно-следственная. При успешно протекающем привыкании к новым условиям ребенку будет проще реализовать свой ученический потенциал. А если малыш неплохо успевает на уроках, ему легче адаптироваться к учебному процессу. В этих сложных взаимосвязях задача родителя – минимизировать стрессы вне школы, расшатывающие нервную систему первоклассника.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17
Миф №3. Если отдать ребенка в школу позже (например, ближе
                                                            
                                    
к 8-ми годам), адаптация будет протекать легче
Готовность к школе –
                                    это не только знания, но и определенный уровень зрелости. До 7 лет ребенок занимается преимущественно игрой, а к 7 годам у него формируется потребность в приобретении знаний. У одних детей она «готова» к 6 годам, у других – только к 8-ми годам.
Важно понять, что созревание протекает в своем индивидуальном темпе и не может быть ускорено. Естественно, что ребенок, психологически еще не готовый перейти от игры к учебной деятельности будет адаптироваться к школе значительно тяжелее, чем ребенок, с готовностью принявший роль ученика.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18
Миф №4. Адаптация к школе зависит от первой учительницы
Этот миф
                                                            
                                    
имеет свои основания: принимающий и поддерживающий педагог действительно помогает школьнику
                                    справиться с некоторыми трудностями. Но если ребенок сам по себе склонен к тревогам, если он мнительный, возбудимый, неусидчивый – учитель не сможет полноценно «включиться», ведь в классе еще 25 детей и нужно успевать следить за всеми. В этом случае необходимо медикаментозное сопровождение процесса адаптации под наблюдением врача-невролога.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19
Миф №5. Все успокаивающие средства вызывают заторможенность
В течение острого периода
                                                            
                                    
(первые три месяца) в качестве поддержки нервной системы школьника назначаются
                                    легкие успокоительные – такие, как Тенотен Детский – специальный препарат, позволяющий нормализовать эмоциональный фон и настроение ребенка, улучшая концентрацию внимания и усидчивость. В отличие от большинства успокаивающих средств, Тенотен детский не вызывает заторможенности и сонливости, а это важно для ученика. У Тенотена детского широкий спектр действия – он помогает бороться как с выраженной тревожностью, так и с симптомами гиперактивности (повышенная отвлекаемость, неусидчивость). А благодаря своему стресспротекторному действию, Тенотен подходит для облегчения адаптации к школе.
То, что происходит в школе, мало регулируется со стороны родителя. Но с помощью поддержки, одобрения и любви можно создать дома среду, компенсирующую трудности школьной жизни. И ваш ребенок будет учиться с радостью!
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Организация внеучебной жизни первоклассников
Эстетическое
(направление)
Физическое
(направление)
Интеллектуальное
(направление)
Психологическое
(направление)
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 22Конкурс мультимедийных проектных и научно-исследовательских работ 
«Грант префекта ЦАО для
                                                            
                                    
школьников»