Слайд 1Диагностика умственного развития школьника
ü Низкий – ребенок не умеет слушать
другого человека, выполняет логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и
конкретизации в форме словесных понятий;
ü Ниже среднего – ребенок не умеет слушать другого человека, допускает ошибки в выполнении логических операций в форме словесных понятий;
ü Средний – ребенок не умеет слушать другого человека, простые логические словесные операции – сравнение, обобщение в форме словесных понятий – выполняет без ошибок. В выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез – допускает ошибки;
ü Высокий – возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослых;
ü Очень высокий – характеризуется тем, что ребенок может слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных понятий
Слайд 2Результаты диагностики познавательной активности, проведенной показали, что неуспевающие ученики:
что они не
умеют различать существенные и несущественные признаки понятий, они в равной
мере стремятся запомнить и те, и другие; в результате новое понятие оказывается весьма слабо связанным в памяти с другими понятиями. А забываются существенные и несущественные признаки у неуспевающих учеников одинаково быстро.
усваивают меньшее количество операционных структур (это, например, предписания для выполнения действий сравнения и умозаключения, а также эвристические стратегии), у них недостаточно развиты приемы рационального учения, решения учебных задач.
плохо организуют самостоятельную деятельность, недостаточно управляют собственными психическими процессами (т. е. их регуляцией).
Слайд 3Постепенно у неуспевающих учеников:
1) образуется пробел в знаниях, который
препятствует усвоению нового материала;
2) замедляется развитие качеств умственной деятельности,
таких, как активность, подвижность, самостоятельность;
3) закрепляются дефекты внутренней организации и управления учебной деятельностью, самоконтроля и оценки требований к успеваемости;
4) падают познавательная мотивация и интерес к изучаемому предмету;
5) постепенно формируется иная мотивация, ее появление сочетается с уклонением от активной умственной деятельности;
6) теряется вера в себя, ученику начинает казаться, что ему не под силу понять новый материал, и все его усилия обречены на провал;
7) ухудшается социальный статус ученика в классе.
Слайд 4Применение активных методов обучения на уроках
Слайд 5Стратегия активного обучения разработана группой специалистов «Фонда Образования для Демократии»,
центр которого находится в Польше, базируется на теории американского исследователя
профессора Д. Колба. Белоруссия, Украина, Польша, Германия и др. страны Евросоюза применяют активные методы обучения для тренировки космонавтов, разведывательных групп, для умения принимать групповые решения в разных условиях, в том числе и экстремальных. Есть различные варианты применения активных методов обучения в средней школе.
Целесообразность применения технологии «Активные методы обучения» в процессе обучения в том, что она позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и
учебно-организационных умений.
Американские социологи проводили исследования и обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, и предложили ряд вопросов из разных областей наук.
Слайд 8Вывод:
Объяснение простое: только 10% людей способны учиться с книгой в
руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы в традиционной
школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств, т.е. способы познания у разных людей разные.
Слайд 9Человека можно сравнить с айсбергом, который только на 1/8 выступает
над водой, а 7/8 которого скрыта под водой. Большинство кораблей,
плывущих в океанах, разбиваются чаще всего об эту невидимую часть айсберга.
Большинство неудач педагогов бывает оттого, что забывает о чувствах и эмоциях ученика.
Слайд 10Активные методы обучения предполагают групповую форму работы.
Технология активных
методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на:
взаимное
обогащение учащихся в группе;
организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;
распределение начальных действий и операций;
коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
обмен способов действия для решения проблемы;
взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Слайд 11Активные методы предусматривают проведение занятий через организацию игровой деятельности учащихся.
Принципы
педагогики игры:
1.Добровольность участия.
2. Избегать соперничества и освобождать положительные эмоции.
3.
Разнообразие используемых форм.
4. Обращение внимания на все уровни коммуникации.
Слайд 12Деление на группы заранее планируется учителем. В группах не более
9 человек.
Деление на группы должно быть разнообразным, интересным. Недопустимо, чтобы
образовывались группы «лучшие» и «худшие», а также работали одним составом, чтобы не выделился один лидер. На уроке работают группы сменного состава.
Цель: научиться делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения, т. е. учиться налаживать контакт и совместно создавать новые творческие идеи.
Методика деления на группы.
Слайд 13Методика «Дерево решений».
«Дерево решений» является техникой принятия решений в
ситуациях трудных и неоднозначных.
Слайд 14Перед началом занятий учитель обозначает проблему, которая будет обсуждаться, подготавливает
таблицы для групп. Во время домашнего задания, полученного на предыдущем
уроке, дети узнают конкретные факты, связанные с данной проблемой, историческими или природными условиями. Далее на уроке учитель предлагает группам исследовать проблему. Ученики выявляют плюсы и минусы поставленной проблемы, затем подробно анализируют все возможные варианты решений. Во время занятий учащиеся выполняют таблицу:
Проблема
+ (преимущества) - (недостатки)
Слайд 15Методика 6 х 6 х 6
(«Шесть на шесть»).
Работа проходит в два этапа.
Слайд 16На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. В результате
работы участники в группах получают новые знания и умения, при
этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп.
На втором этапе идёт смена групп таким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения, полученные на первом этапе, т. е. рассматривают один вопрос с трёх позиций и вырабатывают общий вывод трёхстороннего сотрудничества.
Слайд 17В среднем взрослый человек смеётся 17 раз в день. Смех
снижает стресс, помогает справиться с серьёзными заболеваниями, снижает кровяное давление.
Слайд 18
Канадские ученые выяснили, что смеяться людей побуждает юмор, и даже
выделили три его вида. Смех у людей вызывает юмор, который,
во-первых, наполняет человека чувством собственного превосходства. Во-вторых, юмор, помогающий отвлечься от рутины и проблем. Наконец, смех провоцируют шутки, основанные на нелепости, каламбуре (например,
«Откройте, это милиция!» -
«А кто вас там закрыл?»).
Слайд 19Методика «Ковёр идей». «Ковёр идей» - один из методов решения
проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.
Слайд 20Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос,
почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги
и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
Слайд 21Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие
стороны ученика. В тоже время не надо использовать эти методы
без поиска ответа на вопрос: для чего их используем и какие в результате этого могут быть последствия (как для учителя, так и для учеников).
Применять данные методики не обязательно все на одном уроке.
Слайд 22На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем:
иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети не могут
совладать со своими эмоциями. Поэтому эти методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
Слайд 23Гипотеза : «Уровень умственного развития
зависит от количества и качества выполняемых
заданий, направленных на развитие психических процессов».
Она подтвердилась, на
самом деле, чем раньше выявить отклонение и провести ряд мероприятий: выполнение заданий и тестов, тем выше будет уровень развития ребенка в дальнейшем
Слайд 24Все выше сказанное позволяет сделать вывод:
если вся работа
была спланирована с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка, то коэффициент
усвоения учебных знаний, формируемых умений будет максимально высок для каждого конкретного ученика. А эффекта можно добиться в том случае, если диагностика будет проводиться в системе, то есть будет вестись целенаправленное отслеживание развития ребенка. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:
во-первых, достигается ли цель образовательного процесса;
во-вторых, существует ли динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
в-третьих, существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя;
в-четвертых, соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.
Кроме того, мониторинг формирует у преподавателя способность к рефлексии, умению прогнозировать результаты, делать корректировку самим преподавателем собственного практического опыта. И, наверное, он может помочь решить, казалось бы, неразрешимую проблему “Как научить каждого?”.