Слайд 1Опыт работы:
«Дидактические игры»
как средство коррекции и развития социальных
навыков у детей с ОВЗ
Слайд 2«Глухой к другим людям – останется глухим
к самому себе:
ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка
собственных поступков…»
В.А. Сухомлинский
«Человек может быть охарактеризован как личность, только при включении его в преобразующую и социальную деятельность – общение»
И.Г. Корнилова
«Единственно настоящая роскошь – это роскошь
человеческого общения»
А. Сент - Экзюпери
Слайд 4Составляющие качества образованности:
Слайд 5Общение – необходимое условие жизнедеятельности!
Залог успешной адаптации в любой социальной
среде!
Залог успешной адаптации в
любой социальной среде!
Слайд 7Проблемы:
Слабовидение оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребёнка: замедлены процессы
запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения
Эта категория детей (значительная часть)
отличается особенностями поведения: они раздражительны, замкнуты, агрессивны.
Одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у этих детей в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематичность образа окружающего мира. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности и т.д.), и поэтому требует специальной коррекции.
Помимо нарушения зрения, большинство детей имеют сопутствующие сложные диагнозы.
Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации. Дети с низким уровнем практически полностью попали в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем попали в категорию «предпочитаемых», «принятых».
Непонимание, уход родителей от проблем своего ребёнка, его особенностей (или наоборот - гиперопека), что часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций в семье, ухудшению здоровья ребёнка, к появлению у ребёнка заниженной самооценки, нежелательных поведенческих реакций. Отсутствие педагогических знаний и опыта у родителей; непонимание важности сформированности социальных навыков для развития и успешной адаптации детей.
Несмотря на то, что в группе созданы необходимые условия для социального развития детей, требования к предметно – развивающей среде с каждым годом растут. Анализ условий, созданных в группе позволил мне выделить еще одну проблему – необходимость совершенствования предметно-развивающей среды в группе.
Понимая огромную важность социальных навыков и умений у дошкольников, а так же ценность дошкольного периода детства для формирования этих навыков; проанализировав свой профессиональный опыт я пришла к выводу о необходимости повышения собственной профессиональной компетентности по данной проблеме.
Слайд 8
Цель дидактических игр:
Вести детей от подражания действиям взрослого
к самостоятельному, творческому решению конструктивных задач возрастающей трудности; переносить свои
умения в самостоятельные игры;
Обеспечить ребёнку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов;
Упражнять в применении ценных этических норм взаимоотношений;
Научить: использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов; проявлять миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником; принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации; принимать ответственность за свои чувства на самих себя.
Слайд 10Интеграция игр в образовательное пространство
Шаг первый: С чего начать?
Постаралась стать
для воспитанников любимым взрослым, знающим много игр и с удовольствием
в них играющим, с которым интересно проводить время.
Сделала всё возможное, чтобы расширить круг привязанностей дошкольников, объедините на этой почве всех детей группы, дала им почувствовать преимущества коллективной жизни.
Игры вводила в образовательный процесс постепенно и разумно (систематическое приучение детей к исполнению правил и инструкций вообще).
Шаг второй: Ознакомилась со структурой описания игр.
Методическая разработка каждой игры, включенной в данное пособие, содержала:
подробное описание цели;
перечень задач, ориентированных на социальное развитие детей;
описание материалов и оборудования, необходимых для проведения игры;
советы по организации игрового пространства;
изложение правил и хода игры;
задачи, которые должен держать в зоне своего внимания ведущий (педагог);
примеры учебных заданий;
примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.
Шаг третий: Последовательность ознакомления детей с новыми играми:
Начинала с игр, которые научат детей внимательно выслушивать ответы других игроков и позволят потренироваться в навыках парной работы ( «Волшебная палочка», «Живые прыгалки») и тем самым подготовиться к более сложным формам сотрудничества.
Включать игры в занятия.
Предполагаемые сроки освоения игр – 2-4 недели.
После того как дети привыкли следовать правилам игры, и на поддержание дисциплины больше не требовалось особых усилий, я приступила к введению новых игр.
Шаг четвёртый: Использование игр для решения задач социального развития и коррекции:
Включила ребёнка, с нарушенной социальной ситуацией развития в игру со сверстниками и контролировала соблюдение его естественных прав всеми участниками игры.
Использовала инструкцию по проведению коррекции социально нежелательных форм поведения («Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников» В.Я. Зедгенидзе)
Шаг пятый: Подбор игр для решения конкретной педагогической ситуации:
Определила свою учебную задачу на данном этапе обучения и выбирала подходящую игру – с учетом возраста, интеллектуального и физического здоровья, а также социального развития детей группы.
Шаг шестой: Как сделать занятие разнообразным и радостным для детей
игры были разнообразными и часто менялись
игры помогали узнать окружающий мир и себя, выявить свои сильные и слабые стороны, узнать пределы своих возможностей и перспективы их расширения;
игры были подвижными.
В занятии чередовались различные виды познавательной активности детей.
Я научилась буквально видеть, как дети реагируют на то или иное задание и быстро перестраивалась в зависимости от их реакции.