«Духовно-нравственное
развитие и воспитание
детей дошкольного возраста
в условиях реализации ФГОС ДО»
Гончарова Светлана Геннадьевна
Слайд 2
« Какое счастье получить доброе истинно – христианское воспитание, вступить
с ним в лета юности, и потом, в том же
духе, вступить в лета мужества»
(Святитель Феофан Затворник)
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Слайд 3
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Слайд 4Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и
на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Слайд 5Проблематика духовно-нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике
ценностного (аксиологического) и социокультурного подходов
Ценностный и социокультурный аспекты
выделены в
формулировках:
Принципов дошкольного образования;
Задач, на решение которых направлен ФГОС ДО;
Характеристик содержательного наполнения образовательной программы по образовательным областям;
Требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно-пространственной среде дошкольного образования;
Основных целевых ориентиров (социально-нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования).
Слайд 6Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных
областей дошкольного образования
В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм
и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».
В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательного - речевого развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».
Слайд 7Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.
Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»)
Слайд 8Существенные характеристики
духовно-нравственного воспитания как педагогического процесса:
– направленность на формирование
высших, надобыденных, смысложизненных ценностей;
– отношение к субъектному внутреннему миру человека
(раскрытие полноты достоинства личности через развитие самосознания и саморефлексию);
– наличие мировоззренческой основы, опора на конкретную мировоззренческую и культурную традицию;
– интегративная роль в определении направленности воспитательной системы.
Слайд 9Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении –
содействие целенаправленному
развитию основ
ценностно-смысловой сферы личности дошкольника
в процессе творческого межпоколенческого
взаимодействия
на основе освоения отечественного социокультурного опыта.
Слайд 10Принципы духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении:
– системность;
– культуросообразность,
опора на духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции;
– неформальный характер
взаимодействия участников воспитательного процесса (педагогов, детей, родителей);
– месяцесловное планирование (планирование воспитательной работы в соответствии с социокультурными доминантами годового календарного круга);
– интерактивность;
– социокультурная и психологическая адаптивность содержания образовательных программ;
– возрастнойи индивидуальный подход в воспитании.
Слайд 11Базовые социокультурные ценности, которые деятельно осваиваем с детьми
(ценности традиционной культуры)
Героическая
история нашей Родины
Святая память
Мужество
Книга
Благодарность
Любовь к ближним и Отечеству
Милосердие
Мудрость
Жизнь
Труд
Семья
Забота
Подвиг
Праздники
Слово
Слайд 12Какие воспитательные задачи мы
стремимся решить?
Вызвать эмоциональный отклик, сопереживание
Сформировать представление
и ценностное
отношение
Познакомить с событиями, заинтересовать
Формировать основы гражданской и культурной
идентичности
Содействовать формированию чувства сопричастности к исторической и современной православной традиции
Слайд 13Культурно-педагогические ресурсы
Литературный (ресурс текстов культуры)
Изобразительный
Песенный
Мультимедийный
Краеведческий
Семейная память
Личный и коллективный творческий ресурс
педагогов, детей и родителей
Слайд 14В духовно-нравственном воспитании большая роль
принадлежит не только
дошкольному учреждению,
которое посещает ребёнок,
но и семье.
Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.
Слайд 15Критерии эффективности воспитательной системы
Наличие гармоничных одухотворенных отношений ребёнка
к окружающему
миру, людям,
к самому себе
Иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками
Потребность
и готовность проявления сострадания и сорадования миру
Субъективное психическое и эмоциональное благополучие
Светлая оптимистическая детская картина мира
Соответствие традиционным для Отечественной культуры полоролевыми образцами поведения, мужественности
и женственности
Слайд 16Одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является
индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать
и развивать в данном контексте.