Слайд 1Духовно-нравственное воспитание на культурных традициях народа
«Детские годы – истоки личности,
будущей судьбы человека…»
Учитель начальных классов МАОУСШ №4
с углубленным изучением
математики
г. Старая Русса Новгородской области Крамарева С.В.
Слайд 2
«Подлость, невежество, дикость не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим.
Уважение к минувшему – вот чёрта, отличающая образованность от дикости»
А.С.
Пушкин
Любить, уважать свой народ, прививать нашим детям любовь к традициям своего народа – дело очень ответственное и благородное. Оно несет в себе результат развития личности, способной сберечь и приумножить лучшие традиции своего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает русская душа.
Слайд 3Нормативно-правовая основа Примерной программы духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального
общего образования:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Стандарт;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
Слайд 4Основная педагогическая цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования:
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России.
Слайд 5Школьное детство начинается с начальной школы
Младший возраст имеет ряд преимуществ:
Природная
активность, эмоциональность;
Особая приверженность к усвоению нового, любознательность, подражательность;
Дети осознают свой
новый статус в обществе (ученик, школьник);
Жажда узнать окружающий мир.
Слайд 6Значимость данного возрастного периода
Закладываются основы нравственных знаний, умений
Усваиваются нормы поведения
Осознаются
отношения между ребенком и окружающим миром, формируются мотивы поведения
Меняется внутренняя
позиция детей, перестраивается система жизненных отношений
Авторитет родителей дополняется авторитетом учителя, товарищей
Возникают обязанности перед учителем, коллективом, обществом.
Слайд 7Духовно-нравственное развитие и воспитание – это процесс постепенного расширения ценностно-смысловой
сферы личности, осознанного восприятия и последовательного принятия ценностей:
Семейной жизни
Культурно-регионального сообщества
Культуры
своего народа
Российской гражданской позиции
Мирового сообщества.
Слайд 8Направления целостного воспитательного пространства школы
Слайд 9
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания в педагогической теории и практике
начальной школы является творческое применение и развитие исторически сложившихся народных
традиций обучения и воспитания
Слайд 10Актуальность данного направления:
Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично
начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих
основ.
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей.
Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи.
Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Слайд 11Формы работы с детьми:
Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного
и духовного содержания.
Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание
предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения.
Проведение праздников и мероприятий.
Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).
Исследовательская деятельность учащихся.
Экскурсии.
Организация выставок.
Слайд 12В моей практике это реализуется следующим образом:
Через уроки литературного чтения
- крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с
народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно.
Слайд 13На уроках технологии и изобразительного искусства я вовлекаю детей в
процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого
дети приобретают навыки работы с художественным материалом.
Слайд 15Через уроки окружающего мира дети знакомятся с народным костюмом. Это
очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и
связь искусства изготовления костюма, соблюдать традиции народов.
Слайд 16Через внеурочную деятельность – путем реализации программ «Праздники, традиции, ремесла
народов России» (Л.Н. Михеева), «Этика: азбука добра» (И.С. Хомякова, В.И.
Петрова), проведение праздников
Слайд 18Через внешкольную деятельность – дети посещают музеи, центр народных промыслов
и ремесел, ходят на экскурсии
Слайд 20Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в
процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить воспитательную цель –
формирует позитивное отношение к окружающему миру, к другим людям, способствует формированию истинных ценностей: любовь, долг, честь, родина, вера.