Разделы презентаций


Фундаментальное ядро содержания общего образования

Содержание

Фундаментальное ядро содержания общего образованияНеобходимость определения Фундаментального ядра содержания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1АПК и ППРО
Пономарева Елена Анатольевна
К.п.н., доцент
Москва 2010
Фундаментальное ядро
содержания общего

образования
Фундаментальное ядро содержания общего образования./ Под ред. Козлова В.В., Кондакова

А.М.
– М.: Просвещение, 2009. – 59с.- (Стандарты второго поколения)

АПК и ППРОПономарева Елена АнатольевнаК.п.н., доцентМосква 2010Фундаментальное ядро содержания общего образованияФундаментальное ядро содержания общего образования./ Под ред.

Слайд 2Фундаментальное ядро
содержания общего образования
Необходимость определения Фундаментального ядра содержания общего

образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из

индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале.

Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития.

Фундаментальное ядро содержания общего образования конкретизирует цели как результаты
общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Фундаментальное ядро содержания общего образованияНеобходимость определения Фундаментального ядра содержания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих

Слайд 3Фундаментальное ядро
содержания
общего образования
– базовый нормативный документ
важная составная часть новой

концепции стандартов общего образования
- ЧТО ЭТО?

Фундаментальное ядро содержанияобщего образования– базовый нормативный документважная составная часть новой концепции стандартов общего образования- ЧТО ЭТО?

Слайд 4Основное назначение
Базовый документ для
Фундаментальное
ядро содержания общего
образования
создания
учебных планов
написания программ
создания
учебно-методических
материалов

и пособий
Фундаментальное
ядро содержания общего
образования
определение
1) системы базовых национальных ценностей
2) системы основных

понятий

3) системы ключевых задач

Основное назначениеБазовый документ дляФундаментальноеядро содержания общегообразованиясозданияучебных плановнаписания программсоздания учебно-методических материалов и пособийФундаментальноеядро содержания общегообразованияопределение1) системы базовых национальных

Слайд 5Фундаментальное
ядро содержания общего
образования
Нормирует содержание
Учебных программ
Организацию УД
по предметам
определяет
элементы
культуры
определяет элементы
научного

знания
определяет элементы
функциональной
грамотности
Без освоения или знакомства с этими элементами Фундаментального
ядра

содержания общего
образования
уровень общего образования,
достигнутый выпускниками российской школы начала XXI века,
не может быть признан достаточным
для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.
Фундаментальноеядро содержания общегообразованияНормирует содержаниеУчебных программОрганизацию УДпо предметамопределяет элементыкультурыопределяет элементы научного знанияопределяет элементыфункциональной грамотностиБез освоения или знакомства с

Слайд 6— важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, суть

которой -
необходимость разделения двух проблем:
1) проблемы обобщенных требований к

результатам образования и 2) проблемы конкретного содержания общего образования.

Фундаментальное ядро
содержания общего образования

Первая проблема — общественно-политическая.
Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государства.

Вторая проблема имеет научно-методический характер
и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.

— важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, суть которой - необходимость разделения двух проблем:1) проблемы

Слайд 7Фундаментальное ядро
содержания общего образования
позволяет реализовать важнейшие требования общества к

образовательной системе:
сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
обеспечение равенства

и доступности образования при различных стартовых возможностях;
достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России;
формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Фундаментальное ядро содержания общего образованияпозволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней

Слайд 8Фундаментальное ядро
содержания общего образования
и его основы
методологическая
теоретическая
Методологическую основу Фундаментального ядра

содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и системности, традиционные для

отечественной школы.

Теоретическая основа - ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи

Фундаментальное ядро содержания общего образованияи его основыметодологическаятеоретическаяМетодологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и

Слайд 9Фундаментальное ядро
содержания общего образования
(методологическая основа)
Ключевое отличие - суть идеологии

нового образовательного стандарта заключается в том, что составляет переход от

минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования».

При всех предшествующих разработках стандартов образования в качестве исходной методологической основы, определяющей объем содержания образования, использовали обязательный минимум содержания образования.
В результате большинством педагогов понятия «стандарт образования» и «обязательный минимум» воспринимались как синонимы.

Фундаментальное ядро содержания общего образования(методологическая основа)Ключевое отличие - суть идеологии нового образовательного стандарта заключается в том, что

Слайд 10Фундаментальное ядро
содержания общего образования
(методологическая основа)
Подобный переход принципиально изменяет не

только организацию, но и суть образовательного процесса.
Реализация данного принципа -

фундаментальности образования – потребует решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала.

Наряду с фундаментальным знанием в документе определены
основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.

Фундаментальное ядро содержания общего образования(методологическая основа)Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса.Реализация

Слайд 11Фундаментальное ядро
содержания общего образования
(теоретическая основа - ранее сформулированные в

отечественной педагогике идеи)
Теоретическая
основа
«ядра» и «оболочек» школьных курсов
(А. И. Маркушевич);
выделения

«объема знаний» по предмету
(А. Н. Колмогоров);

культурологический подход к формированию содержания образования
(М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский);

системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков,
В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов,
В. В. Рубцов).

Фундаментальное ядро содержания общего образования(теоретическая основа - ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи)Теоретическая основа«ядра» и «оболочек» школьных

Слайд 12Фундаментальное ядро
содержания общего образования
культурологический подхода к формированию содержания образования

(М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер,
В. В. Краевский)
Главная идея:

источник формирования содержания общего образования — культура, т. е. наиболее значимые формы социокультурного опыта.

Формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов

Фундаментальное ядро содержания общего образованиякультурологический подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В.

Слайд 13Фундаментальное ядро
содержания общего образования
теоретическая основа - системно-деятельностный подход
(Л. С.

Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина,

В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова)

Главная идея: развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.

Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

Фундаментальное ядро содержания общего образованиятеоретическая основа - системно-деятельностный подход(Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина,

Слайд 14Фундаментальное ядро
содержания общего образования
краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания

образования;
отказ от деталей, сугубо методической природы и конкретных методических решений;

Фундаментальное ядро определяет объем знаний, которым должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения;
описание в лаконичной форме областей знаний, представленных в современной школе, но не конкретных предметов.

1. Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с учетом рамочных ограничений:

РЕЗЮМЕ

Фундаментальное ядро содержания общего образованиякраткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования;отказ от деталей, сугубо методической природы и

Слайд 15Фундаментальное ядро
содержания общего образования
РЕЗЮМЕ
2. Краткий формат Фундаментального ядра открывает

возможность создать зону консенсуса для формирования целостного взгляда на содержание

школьного образования и на его основе приступить к решению проблемы межпредметных связей, согласуя научное знание различных областей на этапе предварительной разработки.

3. Критерии отбора и включения материала в Фундаментальное ядро в силу его огромного разнообразия вряд ли могут быть формализованы.

3.1. Существенны критерии невключения, т. е. в Фундаментально ядро не должен входить архаичный, малозначительный и чрезмерно детализированный материал;

3.2. В данном случае более не следует включать в него понятия и идеи, смысл которых не может быть достаточно популярно и полно раскрыт школьнику.

Фундаментальное ядро содержания общего образованияРЕЗЮМЕ2. Краткий формат Фундаментального ядра открывает возможность создать зону консенсуса для формирования целостного

Слайд 16Фундаментальное ядро
содержания общего образования
разработку концепций предметных областей;
планирование результатов обучения

на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и средняя (полная)

школы);
разработку базисного учебного (образовательного) плана;
разработку примерных программ по предметам;
разработку учебно-методических комплексов нового поколения.

РЕЗЮМЕ

4. Создание Фундаментального ядра — начальный этап разработки нового содержания общего образования.

5. Последующие этапы предполагают:

6. Важное значение имеет широкое обсуждение содержания Фундаментального ядра в научном и педагогическом сообществах и организация экспериментальной работы по апробации и внедрению нового содержания.

Фундаментальное ядро содержания общего образованияразработку концепций предметных областей;планирование результатов обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная

Слайд 17ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Русский язык Пояснительная записка
В

системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения,

но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.
Основные цели изучения русского языка в школе:
формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;
обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

Пример

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕРусский язык Пояснительная запискаВ системе школьного образования русский язык является не

Слайд 18ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Русский язык Пояснительная записка
Указанные

цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к

обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Пример

В соответствии с целями курса Фундаментальное ядро содержания общего образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов: разделов «Речь» и «Язык».
Раздел «Речь» предусматривает овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации, формирование умений создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности.
Раздел «Язык» предусматривает освоение основ лингвистики, системы ее ключевых понятий, явлений и фактов.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕРусский язык Пояснительная запискаУказанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и

Слайд 19Коллеги!
Ваш личный результат?
1
2
3
4
5
6
7
8

Коллеги!Ваш личный результат? 12345678

Слайд 20Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности

и системности, традиционные для отечественной школы.
Фундаментальное ядро
содержания общего

образования

(методологическая основа)

а) сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т. е. высокий научный уровень содержания общего образования);

В этом контексте принципиальным является расхождение во взглядах:

б) сторонников целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системе обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы

Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. Фундаментальное

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика