Слайд 1Индивидуальная образовательная программа
профессионального и личностного развития
Шишкова А.Н. (учитель начальных классов
МАОУ СОШ №2 г.Троицка)
2015 – 2020 г.
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ДИАГНОСТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА НА ПЕРИОД
С 2015 ПО 2020 ГОДЫ
Слайд 3АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
История развития педагогических концепций и систем состоит из чередования
взглядов на цели и задачи образования от узкоутилитарного освоения молодым
поколением накопленных в культуре знаний и умений, до ориентации образования на личность, на человека − созидателя культуры.
Новый федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие, но и предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
Слайд 4изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
изменение оценки результатов обучения
(оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных
и личностных результатов);
изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);
изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС НОО).
Это говорит о том, что предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающее нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие.
Слайд 5
Таблица №1
Цель начального этапа образования:
Слайд 6
Таблица №2
Анализ педагогической деятельности учащихся на основе диагностики
образовательных и метапредметных результатов:
Слайд 10
Из таблицы №2 хорошо видно, что:
по математике: очень низкое качество
знаний в 3 классе (39 %) по сравнению
со 2 классом 49 %) - считаю, что такое резкое снижение качества образования связано, прежде всего, с падением мотивации к обучению; но уже в 4 классе (внешняя оценка) качество повысилось до 55 %; процент успеваемости по математике тоже снижен – во 2 классе он составил 96 %, в 3 и 4 классах – 83 %;
по русскому языку: качество обучения во 2 классе (25 %), а в 3 классе – 51 %, что говорит, наоборот, о повышении мотивации учащихся к обучению; процент успеваемости по предмету составил 100 % во 2 классе, 92 % в 3 классе;
по литературному чтению (художественного текста) : происходит понижение качества знаний с 68 % во 2 классе до 50 % в 3 классе; успеваемость по предмету снизилась с 96 % во 2 классе до 90 % в 3 классе;
по литературному чтению (научно-популярного текста): качество образования также снижается с 52 % во 2 классе до 36 % в 3 классе; успеваемость составила 96 % во 2 классе и 86 % в 3 классе;
по окружающему миру: качество образования в 4 классе составило70 %, а успеваемость 97 %;
по диагностике метапредметных умений (внешняя оценка): ученики 4 класса показали 90 % качества и 97 % успеваемости.
Слайд 11
Причины неуспеваемости в данном учебном коллективе:
несформированность потребностей;
неприученность к постоянному труду;
лень;
плохие
способности;
низкий контроль со стороны родителей;
завышенная (заниженная) самооценка;
низкая мотивация к учению.
Слайд 12Пути решения:
повысить психолого-педагогические знания учителя;
изучать образовательные стандарты нового поколения;
использовать в
обучении новые средства (электронные учебники);
пройти курсы по преемственности уровня образования;
вести
систематический контроль образовательных результатов обучающихся;
применять на уроках дифференцированные формы обучения;
проводить ежедневную дополнительную работу с неуспевающими детьми;
заняться самообразованием.
Слайд 13
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Цель профессионального роста:
Повысить качество образования
учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи профессионального роста:
1. Проанализировать профессиональную
компетентность учителя.
2. Повысить мотивацию к обучению у учащихся.
Слайд 14Результаты:
1.1. Определён реальный уровень профессиональной
компетентности
педагога.
2. Составлена программа индивидуального профессионального развития педагога.
1. Намечены пути формирования и повышения учебной мотивации учащихся.
Действия:
1.1.1. Сопоставить результаты своей деятельности с результатами по городу.
1.1.2. Написать программу индивидуального профессионального развития педагога (учитывая сильные и слабые стороны).
2.1.1. Повысить учебную мотивацию учащихся.
Слайд 15Направления дополнительного профессионального образования:
Курсы повышения квалификации.
Активное участие в методических мероприятиях
(конкурсы профессионального мастерства; научно-практическаие конференции; творческие лаборатории; методические олимпиады педагогов);
в педсоветах, семинарах.
Публикации творческих работ в СМИ, на учительских сайтах.
Дистанционное обучение.
Посещение открытых уроков коллег.
Изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования.
Обмен опытом работы через выступления-презентации; публикации; проведение открытых уроков.
Освоение новых технологий педагогической деятельности: педагогическая мастерская; мастер-класс; семинар-практикум.
Самообразование
Слайд 16
Формы самообразования:
Технология самообразования педагога
(классификация норм)
Индивидуальная профессиональная деятельность :
Посещение уроков
Мастер-классы
Курсовая подготовка
Методические олимпиады педагогов
Публикации
Решение конкретной задачи, имеющей
практический характер : формирование профессиональ
ного статуса
Коллективная :
Педсоветы
Семинары
Творческие отчеты
Работа в ШМО
Конкурсы
Конкурсы профессионального матерства
Слайд 17Результаты самообразования:
повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться
эффективность обучения учащихся;
разработка новых форм, методов, приемов обучения;
выработка
методических рекомендаций по применению педагогических технологий;
разработка и проведение открытых уроков;
создание комплектов педагогических разработок;
обобщение опыта по исследуемой теме.
Слайд 18Условия, необходимые для реализации выбранных направлений профессионального роста:
- целостность и
аналитичность в оценке педагога;
- индивидуально-ориентированный поход к учителю;
-
мотивация педагогических работников;
- гуманность и демократичность взаимоотношений администрации и педагога;
- непрерывное отслеживание результатов труда учителя и их оценка;
- дифференцированный подход к возможностям профессионального роста, личностного развития и самореализации разных категорий педагогов;
Педагогу необходимо:
Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС.
Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновлённого учебно-воспитательного процесса.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
Участие в системе школьной методической работы.
Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы.
Работа по подготовке других учителей школы к введению ФГОС.
Самооценка результатов подготовленности учителя к реализации ФГОС.
Слайд 19Поэтому, основным этапом в деятельности педагога является разработка программы профессионального
роста, которая в основе своей, имеет следующие принципы построения -
прогностичность, оптимальность, реальность
Слайд 20ДИАГНОСТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Планируемые результаты дополнительного профессионального образования:
повышение качества обучения;
рост мотивации и
творческого потенциала учащихся.
Слайд 21Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновлённого учебно-воспитательного
процесса
Слайд 22Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Слайд 23Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
Основные направления деятельности :
1. В информационной области:
-
использование интернет-ресурсов, мультимедийных учебников и обучающих программ;
- создание своей методической копилки «Педагогические идеи».
2. В диагностико-прогматической области:
- диагностика информационных потребностей учащихся;
- диагностика индивидуального стиля учебной деятельности ученика;
- диагностика обучения учащихся.
3. В области содержания образования:
- работа по изучению стандартов образования второго поколения;
- дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения;
- освоение и пропаганда новых педтехнологий.
4. В инновационной и экспериментальной области:
- работа в творческих группах учителей;
- проведение семинаров и мастер-классов;
- опытно-экспериментальная работа.
5. В области повышения квалификации:
- переподготовка и повышение квалификации;
- участие в методических выставках, профессиональных конкурсах и фестивалях.
Слайд 25Ожидаемые результаты
Для учителя:
Повышение уровня самооценки личности учителя.
Методическое совершенствование преподавания.
Творческий рост.
Педагогическая диагностика
Анкеты разработаны на основе следующих методик:
-«Оцените свой творческий потенциал»
-«Барьеры педагогической деятельности»
-«Опросник жизненных проявлений типологических свойств нервной системы»
-«Методика изучения уровня профессионализма педагогов-воспитателей» (Воронина Г.А.)
- Методика оценки уровня квалификации педагогических работников (под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой).
Цель диагностики: составить программу профессионального и личностного роста на основе диагностированных результатов с учётом личностных особенностей педагога
Задачи диагностики:
1. Выявить проблемы или отклонения в развитии личностной структуры и профессиональной деятельности.
2. Изучить личностную предрасположенность к конфликтному поведению; определить наиболее предпочитаемые формы поведения в конфликтной ситуации.
3. Выявить стремление к самоактуализации.
4. Определить уровнь сформированности рефлексивной позиции и склонности к самоанализу собственной педагогической деятельности.
5. Диагностировать мотивационный и эмоциональный профили личности;
6. Определение уровня интеллекта;
7. Определить педагогическую эффективность.
Слайд 26Ожидаемые результаты
Для учащихся:
Развитие интеллектуальных способностей, логического мышления и исследовательских
навыков.
Повышение качества знаний.
Психологическая диагностика
Тест Томаса «Поведение
в конфликтных ситуациях»;
Опросник «Мой класс».
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильин, П.А. Ковалев).
Проведение данных диагностик поможет:
в определении личностных особенностей;
в определении основных направлений коррекционной работы по совершенствованию личных эмпирических данных;
в составлении «Программы профессионального и личностного развития» по основным направлениям профессионального и личностного совершенствования;
в анализе «Программы профессионального и личностного развития» на различных этапах осуществления программы.
Слайд 27Действия, направленные на коррекцию результатов:
Слайд 29Анализ субъектных качеств с помощью методики SWOT
Слайд 30Выводы:
Методика SWOT дала мне возможность эффективно проанализировать особенности развития своих
субъектных качеств и представить результаты в таблице.
Анализ компонентов субъектности по
данной методике показал, что обозначенные в таблице компоненты в достаточной степени включены в мою деятельность. Каждый компонент в разной степени проявляет свои сильные и слабые стороны, содержит в себе возможности и угрозы.
Выделенные мной субъектные качества:
помогают в работе:
- способность занимать активную жизненную позицию в различных профессиональных ситуациях;
- умение сделать оптимальный выбор, который будет влиять на эффективность в процессе деятельности;
- способность к самоконтролю в процессе деятельности;
- наличие самоуважения, ощущение своего индивидуального предназначения в жизни;
- осознание уникальности каждого индивида;
- наличие устойчивой потребности к саморазвитию личностных качеств и собственной профессиональной деятельности.
мешают в работе:
- недостаточная объективность в оценке собственной деятельности;
- нерешительность в выборе из-за опасения личной ответственности;
- недостаточная объективность при оценке качеств собственной личности в некоторых профессиональных и личностных ситуациях;
- недостаточная наблюдательность в процессе общения;
- несвоевременность оценки эффективности какого-либо события или вида деятельности для саморазвития.
В дальнейшей работе следует обратить внимание на развитие таких компонентов субъектности, как способность к преобразующей активности; рефлексия; свобода выбора и ответственность за него.
Слайд 31ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА НА ПЕРИОД С 2015 ПО
2020 ГОДЫ
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком
уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Слайд 32Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная
деятельность включает в себя несколько этапов:
Выбор направления и темы самообразования.
Формулирование цели и задач самообразования.
Определение круга источников информации.
Выбор формы самообразования.
Составление плана самообразования.
Определение результата самообразования.
Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Слайд 33Работая над реализацией личного плана самообразования, я должна:
познакомиться с новинками
печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
посещать семинары, конференции, уроки коллег;
принимать участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;
пройти очные, заочные и дистанционные курсы повышения квалификации по данной теме;
организовать внеурочную деятельность по предметам;
выступать на заседаниях МО с обобщение результатов опыта работы.
Слайд 34Результатами моего самообразования должны стать:
повышение качества преподавания предметов;
рост результативного
участия учащихся класса в школьных, окружных и всероссийских конкурсах, олимпиадах
- «Кенгуру», «Русский медвежонок», «КИТ», «Классики»;
разработка и проведение открытых уроков по собственным технологиям;
создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ.
Слайд 35Тема самообразования: «Трудности, возникающие у младшего школьника при обучении математике,
чтению и русскому языку».
Цель: повышение качества
учебного процесса и обеспечение развития познавательной и творческой деятельности и личностной сферы учащихся.
Задачи: 1) развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся;
2) повысить качество преподавания на основе внедрения новых информационных технологий;
3) фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения.
Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами.
Срок работы над проблемой: 4 года.
Представление материала: открытые уроки на районных семинарах, выступления из опыта работы на педагогических чтениях, на МО, практикум с коллегами.
Результат работы: Обобщение опыта работы по данной проблеме.
Ожидаемый результат: повышение успеваемости и уровня обученности учащихся.