Слайд 1ЭКСПЕРТНЫЕ ВОПРОСЫ К ПРОЕКТУ «НОВАЯ ШКОЛА»
16 декабря 2008
Слайд 2Экспертиза концепции
Была проведена экспертиза концепции «Новой школы»
Эксперты сформулировали вопросы, непонимания,
высказывали ожидания и опасения
Вопросы, ожидания и опасения экспертов были сгруппированы
в 6 смысловых фокусов:
Слайд 4Экспертные вопросы
Чему будут учить в новой школе?
Что Вы хотите получить
на выходе?
К чему Вы будете готовить детей?
Зачем нужна ваша школа?
Какова ее миссия?
Вы говорите, что ваша школа вводит в жизнь. Жизнь вокруг нас и она многообразна. Чему конкретно вы будете учить?
Слайд 5Предположения
Мир един и известен
Мир не изменится (по крайней мере
радикально)
Существует единая культура
Будущее известно
К будущему можно подготовиться
Готовясь
к будущему, мы должны опираться на имеющийся опыт прошлого
Слайд 6Ответ
Современный мир отличают следующие характеристики:
скорость производства новых знаний увеличивается и
их совокупный объем растет;
радикальные технические новшества происходят каждые 5 лет;
культуры
многочисленны, разнообразны и существует практика их создания;
социальный мир модален и один человек вынужден переходить из одного социального модуса в другой;
будущее становится предметом конкуренции.
Задача проекта «Новая школа» ввести детей в этот мир и сделать их конкурентоспособными. Проект предполагает формирование способностей к самостоятельному движению, самоапгрейду, ориентации в культуре, знаниях и средствах, коммуникации с разными, включению в различные социальные модусы, созданию и демонтажу социальных структур.
Слайд 7Ответ
Все вышеперечисленные способности будут формироваться за счет связки трех видов
активности: индивидуальных занятий, коллективных проектов и спонтанных событий. Занятие –
это формирующаяся эксклюзивная квалификация, то, во что человек углубляется, становясь организатором, социальным лидером, инженером или человеком искусства. Проекты – это другая форма активности, требующая от ребенка развивать способности к обустройству, созданию команд и социальных групп, освоению и конструированию средств. Спонтанные события – будут развивать способность принимать самостоятельные решения, реагировать на спонтанные, незапланированные события.
Проекты, занятия и спонтанные события имеют корреляцию друг с другом. Поверх этих активностей будут работать схемы организации самостоятельного движения, построения траектории, интенсификации движения за счет работы с родовыми схемами и создания ситуаций импринтинга.
Слайд 10Экспертные вопросы
Какой тип личности воспитывается в вашей школе?
Как будет построен
процесс формирования ребенка?
Каким ребенок получится на выходе (что будет уметь,
что будет знать)?
В обычной школе ребенок получается образованным. А в вашей каким?
Если ребенок сможет сам инициировать проекты и трансформировать под них школу, то он будет считать, что можно все, он не будет осознавать ограничений реального мира.
Если нет уроков и программы, то как будет обеспечиваться то, что ребенок освоит минимальный уровень знаний и представлений культурного человека?
Слайд 11Предположения
Человек должен быть культурным
Человек должен быть личностью
Человек должен
быть социализирован
Человек должен иметь определенный набор знаний
Человек должен
понимать как устроен мир и осознавать его границы
Слайд 12Ответ
Как уже отмечалось, сегодня культурный мир разнообразен, социальный мир модален,
а знания инструментальны. Поэтому в «новой школе» упор делается на
развитие способностей к самостоятельному движению, самоапгрейду, ориентации в культуре, знаниях и средствах, коммуникации с разными, включению в различные социальные модусы, созданию и демонтажу социальных структур.
Проекты, занятия и события устроены так, что каждый раз они осмысляются с точки зрения использования культурных образцов, использования социальной организации. Преподаватели и тьюторы организуют такую рефлексию. У школьника остается выбор, как действовать, какой из образцов использовать.
Главное качество человека, личности, которое воспитывается в этом проекте – это развитие основных способностей – способности к обустройству, способности к конструированию средств, способности к социальной организации, способности к развитию собственных возможностей и способности к самосознанию. Все эти способности формируются за счет связки коллективные проекты – индивидуальные занятия – спонтанные события.
Слайд 14Экспертные вопросы
Как вы удержите такую сложную организацию? Классов нет, уроков
нет. Дети пойдут пиво пить и бить окна.
В обычной школе
нормальный ребенок – тот, у кого средний балл не ниже 3-йки и кто сильно не балуется. Какой ребенок будет считаться нормальным в вашей школе?
Кто будет сопровождать ребенка в принятии решения?
Кто будет отвечать за ребенка?
Взрослый дает образец поведения в школе. А в вашей кто будет образцом?
Какие требования вы будете предъявлять к организаторам процесса обучения?
Существующая школа учит не ошибаться. За это ругают и ставят плохие оценки. А у вас как? Оценки будут?
Слайд 15Предположения
Дети не знают чего они хотят или ничего не хотят
Детей нужно ограждать от целого ряда ситуаций и проявлений мира
взрослых
Дети не могут нести за себя ответственность
Детям нужны контроль и дисциплина
Дети ориентируются на образец взрослых
Дети должны быть "нормальными"
Слайд 16Ответ
То, что дети ничего не хотят, - иллюзия взрослых. Дети
хотят своего, другого чем взрослые, причем в разном возрасте (разных
детских цивилизациях) разного. Задача взрослых оснастить и окультурить это желание. Игру превратить во все более сложную, требующую инструментария, осмысления, специальной организации, окультурить ее, то есть зафиксировать, что делается и что получается.
Дети могут нести за себя ответственность. Но в той части мира, который они освоили. Проблема состоит в том, что дети не освоили большую часть мира, поэтому попадая в новые зоны становятся либо беспомощными, либо неадекватными. Задача преподавателей и тьюторов – следить за этой границей (освоенного ребенком и неосвоенного). В «новой школе» дисциплина будет переходить в самодисциплину, взаимную поддержку и социальную организацию.
В современном мире требование нормы это только требование к определенному общему бэкграунду, позволяющему включаться в разные занятия и социальные группы. В «новой школе» общий бэкграунд будет обеспечиваться программами ликбеза, которые включают в себя чтение, письмо, иностранные языки, компьютерную грамотность, навыки обращения с техникой и транспортными средствами и т.д.. Вторая компонента нормальности, социальная нормальность, будет обеспечиваться за счет социотехнических практик, дети будут уметь принимать разные социальные роли, те, которые необходимы в конкретной ситуации.
Слайд 18Экспертные вопросы
Как будут контролировать детей в вашей школе? Как будет
обеспечиваться дисциплина?
Вы говорите, что ваша школа вводит в жизнь. Жизнь
вокруг нас и она многообразна. Чему конкретно вы будете учить?
Зачем нужна ваша школа? Какова ее миссия?
Как Вы будете оценивать детей и эффективность образовательного процесса?
В обычной школе ребенок получается образованным. А в вашей каким?
Школы выполняет функцию обеспечения единства общества. Это заказ государства.
Слайд 19Предположения
Образование делает из ребенка человека
В школе передаются знания, происходит
включение в культуру
В школе происходит социализация
Образование выполняет функцию
усреднения, за счет этого мы можем жить в одном обществе и государстве
Человек, не прошедший через образовательный институт, не сможет жить в обществе
В школе должны быть формы контроля успешности прохождения программы (оценки, аттестация)
В школе должны быть механизмы контроля детей и обеспечения дисциплины
Слайд 20Ответ
В «Новой школе» заложен ряд принципов, которые позволят ребенку осваивать
те сферы, которые необходимы для его полноценного становления как человека.
Во-первых, школа будет не давать знания, которые в сегодняшнем мире устаревают быстрее, чем публикуются. Школа будет передавать способности, позволяющие в таком изменчивом мире жить – способность к принятию самостоятельных решений, способность к самоапгрейду, способность жить в разных социальных модусах, способность жить в акультурном и аисторическом мире. Освоение этих способностей будет происходить за счет нескольких схем, заложенных в школьный процесс: организация самостоятельного движения, построение личной траектории, освоение вместо знания, развитие индивидуальных способностей, коммуникация с другими. Это принципы, которые позволят ребенку быть конкурентоспособным в современном обществе.
Слайд 22Экспертные вопросы
Вы хотите повторить эксперимент 20-х годов и спроектировать новое
общество?
Вы пытаетесь вместить в учреждение то, что туда вместиться не
может. Ваша школа через шаг превратиться в обычное образовательное учреждение.
Если вы говорите о новой школе, то и должны говорить о том, какие последствия будут для системы образования в целом.
Есть много мест, где ребенок учится жизни (улица, семья и т.д.). Зачем пытаться в одном месте собрать все, что сейчас распределено?
Чем Ваш проект отличается от … (школы Громыко, школы Щетинина и т.д.)?
Вы пытаетесь создать для детей «идеальный мир», оградить от мира реального. Зачем?
Слайд 23Предположения
Проект - это попытка изменить общество
Проект предполагает получение определенного
продукта
Новая школа - это то же самое, что …
(школа Громыко, школа Щетинина … )
Новая школа - это «колба» для детей
Проект игнорирует другие сферы жизни - семью, улицу и т.д.
Проект невозможно реализовать
Слайд 24Ответ
Вопрос о «революционном» изменении общества не актуален. Современный мир и
так (без специальных усилий) постоянно меняется, поэтому сегодня стоит вопрос
о том, как успевать за этими изменениями, как оставаться конкурентоспособным. Поэтому проект «новой школы» предполагает не изменение общества, а обеспечение конкурентоспособности человека.
Любые сравнения с другими образовательными проектами некорректны, поскольку «новая школа» проект не образовательный. Образование – это подготовка ребенка к определенному будущему. Будущее не известно и является предметом конкуренции, поэтому подготовка к чему-то конкретному не имеет смысла. Вместо этого «новая школа» позволяет ребенку прожить несколько полноценных детских жизней, обеспечивает становление человека и его конкурентоспособность.
Проект «новой школы» предполагает включение в полноценную жизнь, это значит, что все сферы жизни будут представлены. Дети будут много путешествовать, причем путешествия будут не только географические, но и социальные, культурные. Путешествия, приглашение внешних специалистов будут «щупальцами» школы во внешнем мире, за счет которых дети будут сталкиваются с его проявлениями.
Слайд 26Экспертные вопросы
Это школа будет плодить маргиналов, людей, не встроенных в
общество.
Как выпускники школы смогут работать, ведь начальник будет требовать от
них подчинения, дисциплины, с которыми в школе они не сталкивались?
Как выпускники этой школы будут поступать в ВУЗы и смогут ли они в них потом учиться?
Откуда возьмутся люди, работающие по сложным профессиям, требующим длительной подготовки, например, хирурги?
Ученики этой школы будут считать остальных (тех, кто в такой школе не учился) людьми второго сорта.
Будет социальное противостояние между учившимся и выпускниками Новой школы и остальных.
Слайд 27Предположения
Выпускники «новой школы» будут не готовы к жизни
Выпускники не
смогут встроиться в общество, станут маргиналами
Выпускники «новой школы» не
захотят уходить из школы
Будет социальная напряженность или даже "война" между выпускниками «новой школы» и старой
Выпускники «новой школы» не будут считать остальных людьми
Не будут появляться специалисты в профессиях, требующих длительной и сложной подготовки
Слайд 28Ответ
1. Проект «новой школы» предполагает освоение ребенком социотехнических практик и
социотехнической рефлексии, в том числе способности входить/выходить в различные социальные
модусы (мегамашины, массовые общество). Выпускники «новой школы» не станут маргиналами, поскольку у них будет техническое отношение к социальной жизни.
2. Выпускники любого учреждения считают других менее людьми (будь то элитарная школа, физмат класс и т.д.). Это социальный закон. В «новой школе» детям будут сразу объяснять, что люди бывают разные. Конфликты (в том числе между выпускниками и другими) будут всегда. Вопрос состоит в том, как работать с конфликтом, чтоб он не приобретал характер войны, ненависти, взаимного уничтожения? Особенность «новой школы» в том, что с конфликтами будут учить работать. Не уходить от конфликтов, а использовать их для собственного развития и для разрешения ситуации. Это будет происходить за счет того, что школа разновозрастная, с большим количеством конфликтных точек, конфликты будут обсуждаться как одна из способностей, которая формируется.