Слайд 1Современные подходы
к оцениванию учебных достижений учащихся
Понимание, подходы, способы реализации
Лебедев
Игорь
ЮР-46А
Слайд 2Оценивание,
система оценивания
Слайд 3Оценивание
Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается
оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением.
Оценивание
представляет собой комплексный процесс:
по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.
Слайд 4Основные задачи оценивания:
Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
Обеспечить обратную
связь;
Оценить степень достижения намеченных целей;
Оценить, как и в какой мере
наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.
Слайд 5Система оценивания
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая
используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято
выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся
Слайд 6Основные функции оценивания:
обучающая – эта функция оценки предполагает не столько
регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда
знаний;
воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;
ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний·
Слайд 7Проблемы существующей системы оценивания
Слайд 8Проблемы:
не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности
- "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности (указанная способность признана сегодня
ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования);
затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);
Слайд 9Проблемы:
является малоинформативной (в силу своей формализованности и скрытости критериев по
отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что
самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка);
часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей)
Слайд 10Что требуется
Актуальна разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая:
устранит
противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;
позволит связать оценку
с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»;
позволит ввести в практику оценку новых результатов образования.
Слайд 11Оценивание: современные тенденции
Слайд 13Определение
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося
и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так
и административных выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Слайд 14Формирующее оценивание позволяет учителю:
четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и
оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с
этим свою работу;
сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Слайд 15Формирующее оценивание для обучающихся
может помогать учиться на ошибках;
может помогать понять,
что важно;
может помогать понять, что у них получается;
может помогать
обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Слайд 17Результатами применения формирующего оценивание является:
обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в
наиболее комфортных для каждого условиях,
максимальное приближение каждого учащегося к запланированному
им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
формирование оценочной самостоятельности учащихся,
формирование адекватной самооценки.
Слайд 18Пять принципов формирующего оценивания
Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся
комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
Учащиеся принимают активное
участие в организации процесса собственного обучения.
Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов
Слайд 19Варианты использования формирующего оценивания
Слайд 21Цель обучения Способы
оценивания
Слайд 22Цель обучения Способы оценивания
Слайд 23Цель обучения Способы оценивания
Слайд 26Цель обучения Способы оценивания