Слайд 1
Электронный учебник – новая
образовательная реальность.
Учитель начальных классов
МОУ
СОШ №32 г. Подольск,
Антипова Елена Владимировна
2015 г
Слайд 2
С января 2015 года каждый учебник , вошедший в
Федеральный перечень, должен иметь электронную версию. Для всех учебников издательства
«Просвещение» такие электронные формы были разработаны, прошли экспертизу и апробацию. Электронный учебник – это набор мультимедийных и интерактивных ресурсов, в состав которых входят теоретический и справочный материал, тренажёры, задания для самоконтроля и электронная версия печатного учебника. Есть также выход на интерактивную доску.
Слайд 3Назначение
электронного учебника.
Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание
(причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и
примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.
Слайд 4Конструктивные элементы, из которых может быть построен электронный учебник
Тест.
Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор
и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.
Слайд 5Конструктивные элементы, из которых может быть построен электронный учебник
Энциклопедия.
Это
базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин «энциклопедия» означает,
что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования. Ведь она должна удовлетворить каждого из тех, кто к ней обратится. Естественно, что информация должна быть представлена в адекватной форме. Для электронных энциклопедий характерен соответствующий сервис: ссылки, закладки, возможность повтора анимаций и звуковых записей, поиск по ключевым словам и т.д.
Слайд 6Конструктивные элементы, из которых может быть построен электронный учебник
Задачник.
Задачник в
электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Термин задачник не
должен вводить в заблуждение. Задачник может быть и по гуманитарным дисциплинам. Главное в электронном задачнике - дозированная помощь. Учащийся получает именно ту и только ту учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема - подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал. При подборе задач приходится решать противоречивую оптимизационную проблему. С одной стороны, каждая задача должна раскрывать или гарантировать через дозированную помощь усвоение определенного теоретического материала и быть по силам каждому из тех учащихся, на которых рассчитан электронный учебник. С другой стороны, количество задач не должно пугать школьника и не лишать его столь важной уверенности в своих силах. Формирование хорошего электронного задачника по силам только методистам самой высокой квалификации.
Слайд 7Конструктивные элементы, из которых может быть построен электронный учебник
Креативная среда.
Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами
изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.
Слайд 8Конструктивные элементы, из которых может быть построен электронный учебник
Авторская среда.
Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть
позволять учитывать особенности конкретной школы, конкретного класса, конкретного ученика. Пассивно это обеспечивается избыточностью учебных материалов, которая позволяет учителю проложить необходимую траекторию, определяемую выбранной стратегией обучения. Однако опыт показывает, что творчески активные учителя хотят сами формировать учебные материалы электронного учебника. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник. Но такой инструмент должен, в принципе, быть доступен методисту и учителю предметнику.
Слайд 9Конструктивные элементы, из которых может быть построен электронный учебник
Невербальная среда.
Традиционно
электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в
текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий, вербальных по своей природе. По моему мнению, вербальные методы изложения информации после определенного порога приводят к перегрузке ученика. Ведь он должен сначала усвоить систему словесной кодировки знаний, запомнить информацию, описывающую знание в закодированной форме, раскодировать знание и научиться применять его для решения проблем, сначала учебных, а затем и реальных. При этом очень много сил и времени тратится на усвоение словесных описаний знаний и навыков. Современные компьютерные технологии позволяют существенно упростить эту работу для учащегося. Так в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я". При этом многословные инструкции заменяются конкретными действиями над объектом изучения. Хочется подчеркнуть, что речь идет не об иллюстрациях в форме видео или кино фрагментов, а именно о совместной деятельности учителя и ученика. Подобного рода невербальная среда только появляется, но за ней большое будущее. Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.
Слайд 10Электронный учебник
Перечисленные формы могут быть реализованы в виде отдельных электронных
учебников либо сгруппированы в рамках единого учебника.
Слайд 11Электронный учебник необходим
для самостоятельной работы учащихся при очном и,
особенно, дистанционном обучении потому, что он:
облегчает понимание изучаемого материала за
счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.
Слайд 12Электронный учебник удобен для преподавателя
-потому, что он· позволяет выносить на
лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший
по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
-освобождает от утомительной проверки домашних заданий, контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;
-позволяет оптмизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;
-позволяет индивидуализировать работу с учеником, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
Слайд 13Достоинства:
1. Использование электронных учебников сильно обогащает учебный материал, так как
электронный учебник может содержать сотни учебников, справочных материалов и разнообразной
художественной литературы;
2. Электронные учебники, в которых используются видео и аудио материалы позволяют изучать учебный материал быстрее;
4. Использование электронных учебников повышает результативность выполнения тестовых заданий на 20 %;
5. Электронные учебники обладают такими функциями, как выделение, добавление, поиск текста,
6. Электронные учебники значительно легче книг;
7. Использование электронных учебников позволяет лучше подготовить ребенка к миру современных технологий;
8. Электронные учебники могут быть легко обновлены, в них может быть добавлена информация;
9. Использование электронных учебников значительно сокращает количество распечаток, тестов и т.д., которые делает учитель;
10. Информацию с электронных учебников можно передавать на другие электронные носители, что может позволить учителю отслеживать работу каждого ученика на уроке и дома.
11. И наконец, обучение с использованием электронных учебников делает учебу более интересной и простой.
Слайд 14
Недостатками использования электронных учебников являются:
1. Работа с электронными учебниками ухудшает
здоровье учеников (ухудшается зрение, ученики страдают от головных болей, болей
в шее и спине);
2. Высоки первые затраты на приобретение носителей электронных учебников;
3. Электронные учебники могут сильно отвлекать учащихся от учебы во время учебы, особенно если в них есть выход в интернет;
4. Если использование электронных учебников предполагают использовать интернет, то существующие проблемы с интернетом могут помешать использованию электронного учебника в полной мере;
5. Электронные учебники позволяют списывать ; отсутствует единый подход к подбору иллюстрированного материала; фрагментарность программ, которая заключается в неполном охвате материала или полное дублирование учебников,
6.Батарея электронного учебника держит около 7 часов;
7. Электронный учебник более привлекателен для воров, чем печатное издание;
8. Сломанный электронный учебник требует вмешательства специалиста;
9. Утилизация электронных учебников наносит вред окружающей среде;
10. Исследования психологов показали, что учащиеся читающие бумажные книги, легче усваивают и запоминают информацию лучше.
11. Электронный учебник (даже самый лучший) не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника (во всех случаях мы подразумеваем лучшие образцы любого жанра), а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.