Слайд 1Презентация
подготовлена педагогом-психологом
МКОУ «СОШ № 3»
Измайловой Л.В.
г. Новомосковск
Ноябрь 2011
г.
Эмоциональное выгорание педагогов
Слайд 2Цели занятия:
формирование у педагогов психологических компетенций, необходимых для профилактики эмоционального
выгорании в профессиональной деятельности,
познакомить учителей со способами самодиагнос-тики и
профилактики эмоционального выгорания.
Слайд 3Эмоциональное выгорание —
это выработанный личностью механизм психологической защиты в
форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные
психотравмирующие воздействия,
своеобразный уход, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование (речь может идти не только о работе).
Слайд 4Причины возникновения синдрома профессионального выгорания
1. Длительная нагрузка на основные анализаторы
(слух, зрение и т.д.), концентрация внимания, память, большой объем информации,
соучастие эмоций и интеллекта и как следствие нервно – психи-ческое и физическое напряжение.
2. Этика общения (рамки общения). Человек не выби-рает себе тех, с кем он взаимодействует. По этичес-ким соображениям эмоциональная «разрядка» невоз-можна. Накапливание отрицательных эмоций ведет к истощению эмоционально – этических и личностных ресурсов.
Слайд 5Результаты самодиагностики:
0-25 баллов: эта сумма может вас не беспокоить. Однако
все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые
места.
26-45 баллов: поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете для себя сделать.
46-60 баллов: ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.
Более 60 баллов: ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.
Слайд 6 сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость и тупость, отстраненность в общении
с окружающими и т.п.;
негативное, подчас циничное отношение как к субъектам
профессиональной деятельности (учащимся), так и к коллегам;
нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации;
Синдром эмоционального (профессионального) выгорания выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы:
Слайд 7ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой;
неадекватная самооценка результатов профессиональной
деятельности и снижение персональной ответственности за них;
немотивированная или неадекватная агрессивность,
недовольство собой и окружающими;
ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д.
снижение качества жизни в целом.
Слайд 8
Эти симптомы можно объединить в три группы
1. Истощение как чувство опусто-шенности,
усталости и «сухости» человека при его общении с други-ми людьми
2.
Деперсонализация, которая пред-полагает негативное или безраз-личное отношение к клиентам
3. Редукция, которая проявляется в возникновении чувства некомпе-тентности в своей профессиональ-ной сфере, осознание неуспеха в ней, снижение стремления к профессиональной саморегуляции.
Слайд 9Стадии профвыгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии.
Первая
стадия
- начинается приглушение эмоций, сглаживания остроты чувств и свежести переживаний;
специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Оставьте меня в покое!»
- наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, сбои в выполнении каких – либо двигательных действий. Из–за боязни ошибиться это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий специалистом на фоне ощущения нервно – психической напряженности.
Слайд 10Вторая стадия
- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих
коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь
начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень;
- у специалиста падает интерес к работе, к общению (желание «никто бы меня не трогал»);
- происходит нарушение сна, головные боли по вечерам;
- повышается раздражительность;
- увеличивается число простудных заболеваний.
Слайд 11Третья стадия (личностное выгорание)
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное
отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему,
даже к собственной жизни;
- проявляется полная потеря интереса к работе, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил;
- появление хронических заболеваний (сердечно – сосудистая система, желудочно – кишечный тракт).
Слайд 12Саморегуляция
Естественные способы регуляции организма
Профилактика СЭВ
Длительный сон
Вкусная еда
Общение с природой
и животными
Размышления о хорошем,
приятном
Движение
Смех, улыбка, юмор
Многое другое
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Слайд 13Три эффекта саморегуляции
Успокоение (устранение эмоциональной напряженности)
Восстановление (ослабление проявлений утомления)
Активизация (повышение
психофизиологической реактивности)
Слайд 14Практический этап
Определение внутренних резервов
Создание выразительного образа Я (аутогенная тренировка в
состоянии релаксации)
Способы профилактики СЭМ, связанные с управлением дыханием
Мышечная релаксация
Слайд 15Способы, связанные с управлением дыханием
Сидя или стоя постарайтесь, по возможности,
расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4
делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
– на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
– затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;
– снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Слайд 16Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох,
–
глубоко выдохните;
– задержите дыхание так долго, как сможете;
– сделайте
несколько глубоких вдохов;
– снова задержите дыхание
Слайд 17В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп
мышц, соблюдая следующие правила:
1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы
по контрасту с перенапряжением;
2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;
3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.
Можно работать со следующими группами мышц:
– лица (лоб, веки, губы, зубы);
– затылка, плеч;
– грудной клетки;
– бедер и живота;
– кистей рук;
– нижней части ног.
Примечание. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц
Мышечное расслабление
Слайд 19Желаем удачи в борьбе с
собственной усталостью!
Слайд 20В нашей жизни важно не столько положение, в котором мы
находимся, сколько направление, в котором мы движемся.
О. Холмз
Слайд 21Желаем удачи в борьбе с
собственной усталостью!