Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мамолаевская средняя общеобразовательная школа» Ковылкинского муниципального района
Слайд 2
Тема эксперимента: «Этнокультурные традиции как источник духовно – нравственного воспитания
учащихся»
Слайд 3Концепция эксперимента по теме «Этнокультурные традиции как источник духовно –
нравственного воспитания учащихся»
Актуальность.
Задача воспитания гражданина и патриота, знающего
и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности.
Слайд 5
Объект эксперимента:
процесс духовно - нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Слайд 6
Предмет эксперимента: мордовские этнокультурные традиции в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся.
Слайд 7Цель эксперимента: теоретически разработать и практически апробировать систему духовно-нравственного воспитания
в школе на основе этнокультурных традиций мордовского народа.
Слайд 8 В качестве гипотезы эксперимента послужило предположение о том,
что духовно-нравственное воспитание учащихся на основе этнокультурных традиций будет эффективным,
если:
- усвоение учащимися гуманистических ценностей в организуемой учителем деятельности базируется на принципах национальной идеи и адекватности общечеловеческим нравственным ценностям;
Слайд 9- этнический компонент содержания духовно-нравственного воспитания, реализуемый в учебно-воспитательном процессе
школы, стимулирует развитие и становление представлений о своей
принадлежности к этнокультуре и о месте этой культуры в ряду других этнических культур;
- приобщение учащихся к этнокультурным традициям сочетается с развитием способности детей понимать себя и другого человека в качестве субъекта этнокультуры;
- включение учащихся в разнообразные виды деятельности становится отправной точкой для деятельностного освоения пространства народной культуры.
Слайд 10 Задачи эксперимента:
- определить специфику
духовно-нравственного воспитания школьников;
- изучить возможности и пути использования мордовских этнокультурных
традиций в работе начальной школы по нравственному воспитанию учащихся;
-выявить педагогические условия, обеспечивающие нравственное воспитание школьников через их приобщение к этническим традициям.
Слайд 11 Новизна эксперимента
заключается в
следующем:
-рассмотрении сущности и содержания духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе их приобщения к традициям и этнокультуре;
-выявлении воспитательного потенциала мордовских народных традиций в формировании личности школьника в процессе привития ему духовно-нравственных представлений и норм;
-определении и экспериментальном обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся через их деятельностное приобщение к этнокультурным традициям.
Слайд 12Теоретическая значимость эксперимента.
Теоретически и экспериментально обоснованы методы и особенности процесса
формирования нравственной культуры учащихся на мордовских народных традициях. Результаты проведенной
работы позволят осуществлять аналогичный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся в процессе их приобщения к ценностям морали и культуры других этносов; будут способствовать разработке вопросов методологии воспитания школьников разных звеньев образовательной цепи на основе этнокультурных традиций; составят основу для обобщающих научных представлений о роли этнических традиций в понимании культуры не только своего, но и других этносов.
Слайд 13 Практическая значимость эксперимента состоит:
-в создании возможностей использования духовно-нравственного потенциала народной культуры в учебно-воспитательном процессе, предполагающем приобщение младших школьников к ценностям морали и культуры; -практически значимыми являются способы введения этнокомпонента в содержание школьного образования
Слайд 14Мероприятия
по реализации эксперимента по теме «Этнокультурные традиции как источник
духовно – нравственного воспитания учащихся»
Слайд 15Этап № 1 Организационно-аналитический:
-обсуждение и решение на педагогическом совете вопроса
о целесообразности создания экспериментальной площадки на базе школы;
- создание
Совета эксперимента и его деятельность по подготовке концепции и программы эксперимента;
- изучение соответствующей литературы по теме эксперимента: «Этнокультурные традиции как источник духовно – нравственного воспитания учащихся»;
- создание материально-технической базы эксперимента.
Внедренческий:
-разработка нормативно-правовых локальных актов по модели «Социокультурный комплекс» на
договорной основе; -организация теоретических и практических семинаров по изучению этнокультурных традиций; -отработка схемы взаимодействия творческих групп. -ведение дневника экспериментальной работы; -заполнение информационно-технологических карт (ИТК) экспериментальной и инновационной работы.
Слайд 17Этап №3 Информационно- аналитический:
- оформление результатов эксперимента;
- подготовка текстов
докладов к научно-практическим конференциям, педсоветам;
- серия публикаций в периодических изданиях;
-
размещение разработок на школьном сайте;
- выступления на педсоветах;
- подготовка методического пособия, дидактических материалов.