Разделы презентаций


Факторы развития одар12енности

Содержание

Потенциал человека необъятен и часто скрыт в глубинах его индивидуальностиИногда взрослый человек, тем более ребенок, не знает своих возможностейТалант педагога состоит в умении раскрывать таланты своих учеников

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Факторы развития одаренности
Корчуганова Ирина Павловна, доцент, кандидат психологических наук
26.04.2011


Факторы развития одаренностиКорчуганова Ирина Павловна,  доцент, кандидат психологических наук26.04.2011

Слайд 2

Потенциал человека необъятен и часто скрыт в глубинах его индивидуальности

Иногда

взрослый человек, тем более ребенок, не знает своих возможностей

Талант педагога

состоит в умении раскрывать таланты своих учеников




Потенциал человека необъятен и часто скрыт в глубинах его индивидуальностиИногда взрослый человек, тем более ребенок, не знает

Слайд 3Целевые программы: Федеральная целевая программа “Одаренные дети” Программа развития образования Ленинградской области

2010 – 2015гг.
Вопрос возможности влияния на развитие одаренности средствами не

только обучения, но и воспитания остается актуальным

В данном случае основное внимание сосредоточено на факторах и условиях развития одаренности

Целевые программы: Федеральная целевая программа “Одаренные дети” Программа развития образования Ленинградской области 2010 – 2015гг.  Вопрос

Слайд 4
В современной психологической литературе одаренность рассматривается как наличие внутренних условий

для выдающихся (экстраординарных) достижений в какой либо деятельности

Талант - высшая

степень способностей личности к определенной деятельности



В современной психологической литературе одаренность рассматривается как наличие внутренних условий для выдающихся (экстраординарных) достижений в какой либо

Слайд 5 Таланты рядом с нами, важно уметь их видеть и помнить

о них Иван Петрович Павлов один из выдающихся учёных России, физиолог,

психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; первый российский лауреат Нобелевской премии. Осуществил открытие в области медицины и нейрофизиологии

«...я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство» И.П.Павлов

Таланты рядом с нами, важно уметь их видеть и помнить о них

Слайд 6Памятник И.П.Павлову в Колтушах

Психофизологическая теория И.П.Павлова
Логическим ядром всей системы понятий

у Павлова (1952), как и у И. М.Сеченова, является принцип

рефлекса. Павлов, указывая на исходный характер понятия рефлекса, раскрывает его производный характер по отношению к более общим биологическим законам и самым общим физическим принципам



Так, любая физическая материальная система может существовать как "данная отдельность", лишь подчиняясь принципу уравновешивания с окружающей средой. Это же относится и к организму.
Если перевести этот общий закон уравновешивания с языка терминов механики, физики и химии в термины более частного, биологического языка, указывает Павлов (1949), мы получим основной биологический принцип приспособления организма к окружающей среде. В свою очередь, по отношению к этому общебиологическому принципу рефлекс выступает его частной формой
Л. Веккер

Памятник И.П.Павлову в Колтушах	Психофизологическая теория И.П.ПавловаЛогическим ядром всей системы понятий у Павлова (1952), как и у И.

Слайд 7 Институт физиологии имени И.П. Павлова РАН Колтуши
Среди личностных

качеств, свойственных выдающимся ученым, обращают на себя внимание:
интеллектуальная и

творческая активность;
стремление к исследовательской, а затем и к научной деятельности;
научная целеустремленность;
гражданская и научная смелость; независимость взглядов;
требовательность к себе и окружающим; незаурядность личности
Институт физиологии имени И.П. Павлова РАН   Колтуши		Среди личностных качеств, свойственных выдающимся ученым, обращают на

Слайд 8
Воспитание – вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им

социального жизненного опыта
В отличие от обучения, где центром внимания

является становление познавательных процессов, его способностей, приобретения им знаний, умений и навыков,
воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям



Воспитание – вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им социального жизненного опыта  В отличие от

Слайд 9
Воспитание не является отдельным процессом, а стороной научения, имеющей много

общего и отличного [Немов Р.С., 1998].

Общими для обучения и

воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими – результаты научения
Воспитание не является отдельным процессом, а стороной научения, имеющей много общего и отличного [Немов Р.С., 1998]. Общими

Слайд 11Основные категории
Взаимодействие внешних и внутренних факторов в их совместном влиянии

на развитие одаренности может быть отражено категориями:
воспитание,
развитие,
одаренность,


среда,
образовательная среда,
развивающая среда,
условие, фактор
Основные категорииВзаимодействие внешних и внутренних факторов в их совместном влиянии на развитие одаренности может быть отражено категориями:

Слайд 12
Совокупность всех условий объединяется понятием среда
понятия “cреда” характеризует совокупность

условий и особенности их отражения: избирательное отношение к определенным условиям,

ценностные ориентиры, предпочтения и т.п.
В психолого-педагогическом контексте часто применяются понятия: социальная среда, среда развития, образовательная среда, воспитательная среда, учебная среда
Совокупность всех условий объединяется понятием среда понятия “cреда” характеризует совокупность условий и особенности их отражения: избирательное отношение

Слайд 13Фактор понимается как движущая сила процесса, определяющая его характер в

целом или отдельные черты, направление развития и результат В психологии развития,

изучающей психику и человеческий организм во все возрастные периоды, выделяют биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие


Фактор понимается как движущая сила процесса, определяющая его характер в целом или отдельные черты, направление развития и

Слайд 14
С точки зрения локализации воздействия движущих сил, факторы развития

принято рассматривать как внешние и внутренние Исходя из этого, биологические

процессы относят к факторам внутренним, социальные – к внешним

Внешние социальные факторы можно представить на трех уровнях:
микросоциум - семья, ближайшее окружение;
мезосоциум - образовательное пространство (образовательная среда);
макросоциум - системы образования и общего социального развития общества; уровень развития науки; возможность доступа к мировым достижениям науки и культуры и т.п.

Определяющее значение как макросоциальный фактор (образовательное пространство) имеет образовательная стратегия (образовательная политика) и признание развития одаренности как приоритетного направления в развитии образования, направленность его на выявление и развитие одаренности, поддержку талантливых детей




С точки зрения локализации воздействия движущих сил, факторы развития принято рассматривать как внешние и внутренние Исходя

Слайд 15Единство влияния внешних и внутренних факторов на развитие личности

Единство влияния внешних и внутренних факторов на развитие личности

Слайд 17 В каком случае среда может способствовать развитию одаренности?

Ответ

достаточно очевиден: в том случае, если условия, ее составляющие, соответствуют

факторам (движущим силам развития одаренности)
В каком случае среда может способствовать развитию одаренности? Ответ достаточно очевиден: в том случае, если условия,

Слайд 19 К личностным проявлениям одаренности можно отнести:
выраженную направленность

интересов;
особенности ценностных ориентаций – личностную значимость определенного вида

деятельности, ее творческий характер;
повышенную мотивацию достижения (преобладание мотивации достижения над мотивацией избегания неудач);
личностную зрелость;
развитие метапотребностей (потребностей роста А.Маслоу), стремление к самоактуализации, готовность к саморазвитию

К личностным проявлениям одаренности можно отнести: выраженную направленность интересов; особенности ценностных ориентаций – личностную значимость определенного

Слайд 20 Рассматривать развитие одаренности важно также в контексте вопроса самореализации личностного

потенциала Возможность достичь уровня самоатуализации А.Маслоу связывал с формированием метапотребностей,

к числу которых относил:


целостность, завершенность, совершенство,
законность, активность, богатство проявления (сложность и дифференциация),
сочетание простоты и красоты, доброту,

уникальность, легкость осуществления, игру, стремление к истине, честность, реалистичность, независимость, самостоятельность


Рассматривать развитие одаренности важно также в контексте вопроса самореализации личностного потенциала  	Возможность достичь уровня самоатуализации А.Маслоу

Слайд 21Влияние факторов и условий на развитие одаренности


Влияние факторов и условий на развитие одаренности

Слайд 22Сферы развития одаренности






Область свободного творчества и инноваций
Потенциальные возможности
Актуальная
одаренность
Зона ближайшего

развития




Сферы развития одаренностиОбласть свободного творчества и инновацийПотенциальные возможностиАктуальная одаренностьЗона ближайшего развития

Слайд 23А Актуальный уровень развития способностей
Актуальная одаренность
Уровень гарантированной возможности достижения

положительного результата и успеха
Педагог знает особенности проявления способностей и

возможности ребенка
Условия
Знание личностных особенностей и способностей
Обеспечение продуктивной активности
Наблюдение
Закрепление знаний, умений, навыков и положительного опыта
А  Актуальный уровень развития способностей	Актуальная одаренностьУровень гарантированной возможности достижения положительного результата и успеха Педагог знает особенности

Слайд 24Б Зона ближайшего развития

Возможность достижения результата, если ресурс для

развития достаточен, т.е. при условии “посильного напряжения”
Уровень, где возможно

начало формирования ЗУН и психологических новообразований.
Освоение нового в зоне возможного ближайшего развития


Обязательное условие – продвижение вперед, развитие
Анализ динамики развития

Психологическое напряжение (цена усилий) не должна преобладать над успешностью деятельности
Б  Зона ближайшего развитияВозможность достижения результата, если ресурс для развития достаточен, т.е. при условии “посильного напряжения”

Слайд 26В Область потенциальных возможностей развития

Уровень возможного (вероятностного) успеха
Проектирование

развития
Анализ развития, рефлексия, пошаговое корректирование и управление процессом развития по

результатам
Формирующее и развивающее оценивание
Освоение личностного потенциала
Качество проектирования определяется возможностью достижения предполагаемого или не предполагаемого позитивного результата и наличием признаков развития одаренности


В   Область  потенциальных возможностей развитияУровень возможного (вероятностного) успехаПроектирование развитияАнализ развития, рефлексия, пошаговое корректирование и

Слайд 27Н Сфера свободного творчества

Область инноваций Ноосфера

Уровень негарантированного успеха и дивергентного

развития
Креативность
Обоснованный эксперимент
Умение определить допустимую степень риска
Обеспечение условий свободного творчества Сопровождение процесса развития, поддержка творческой и исследовательской направленности Анализ достижений
Сопровождение процесса развития одаренности и Умение определить проявления таланта
Поддержка проявлений одаренности и таланта
Н    Сфера свободного творчества        Область инноваций Ноосфера

Слайд 28Без нравственности талант не имеет ни ценности, ни смысла Опасность

“злого гения” в его направленности
Пусть не каждый человек гениален,

но талантливых немало
Не каждый талантлив, но одаренных много

Нет людей, не имеющих способностей

Талантливыми и гениальными становятся лишь те, кому удается понять и развить способности
Без нравственности талант не имеет ни ценности, ни смысла  Опасность “злого гения” в его направленности

Слайд 29


Направленность личности – путеводная звезда
Возможности - бескрайнее море;

благоприятные условия

- хорошая погода, попутный ветер;

факторы - направление ветра;

личность

– корабль;

личностный потенциал, личностные свойства – паруса;

cамосознание - капитан корабля


Направленность личности – путеводная звездаВозможности - бескрайнее море; благоприятные условия - хорошая погода, попутный ветер; факторы -

Слайд 30
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика