Слайд 1Факторы развития одаренности
Корчуганова Ирина Павловна,
доцент, кандидат психологических наук
26.04.2011
Слайд 2
Потенциал человека необъятен и часто скрыт в глубинах его индивидуальности
Иногда
взрослый человек, тем более ребенок, не знает своих возможностей
Талант педагога
состоит в умении раскрывать таланты своих учеников
Слайд 3Целевые программы:
Федеральная целевая программа “Одаренные дети”
Программа развития образования Ленинградской области
2010 – 2015гг.
Вопрос возможности влияния на развитие одаренности средствами не
только обучения, но и воспитания остается актуальным
В данном случае основное внимание сосредоточено на факторах и условиях развития одаренности
Слайд 4
В современной психологической литературе одаренность рассматривается как наличие внутренних условий
для выдающихся (экстраординарных) достижений в какой либо деятельности
Талант - высшая
степень способностей личности к определенной деятельности
Слайд 5
Таланты рядом с нами, важно уметь их видеть и помнить
о них
Иван Петрович Павлов
один из выдающихся учёных России, физиолог,
психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; первый российский лауреат Нобелевской премии. Осуществил открытие в области медицины и нейрофизиологии
«...я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство» И.П.Павлов
Слайд 6Памятник И.П.Павлову в Колтушах
Психофизологическая теория И.П.Павлова
Логическим ядром всей системы понятий
у Павлова (1952), как и у И. М.Сеченова, является принцип
рефлекса. Павлов, указывая на исходный характер понятия рефлекса, раскрывает его производный характер по отношению к более общим биологическим законам и самым общим физическим принципам
Так, любая физическая материальная система может существовать как "данная отдельность", лишь подчиняясь принципу уравновешивания с окружающей средой. Это же относится и к организму.
Если перевести этот общий закон уравновешивания с языка терминов механики, физики и химии в термины более частного, биологического языка, указывает Павлов (1949), мы получим основной биологический принцип приспособления организма к окружающей среде. В свою очередь, по отношению к этому общебиологическому принципу рефлекс выступает его частной формой
Л. Веккер
Слайд 7 Институт физиологии имени И.П. Павлова РАН
Колтуши
Среди личностных
качеств, свойственных выдающимся ученым, обращают на себя внимание:
интеллектуальная и
творческая активность;
стремление к исследовательской, а затем и к научной деятельности;
научная целеустремленность;
гражданская и научная смелость; независимость взглядов;
требовательность к себе и окружающим; незаурядность личности
Слайд 8
Воспитание – вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им
социального жизненного опыта
В отличие от обучения, где центром внимания
является становление познавательных процессов, его способностей, приобретения им знаний, умений и навыков,
воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям
Слайд 9
Воспитание не является отдельным процессом, а стороной научения, имеющей много
общего и отличного [Немов Р.С., 1998].
Общими для обучения и
воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими – результаты научения
Слайд 11Основные категории
Взаимодействие внешних и внутренних факторов в их совместном влиянии
на развитие одаренности может быть отражено категориями:
воспитание,
развитие,
одаренность,
среда,
образовательная среда,
развивающая среда,
условие, фактор
Слайд 12
Совокупность всех условий объединяется понятием среда
понятия “cреда” характеризует совокупность
условий и особенности их отражения: избирательное отношение к определенным условиям,
ценностные ориентиры, предпочтения и т.п.
В психолого-педагогическом контексте часто применяются понятия: социальная среда, среда развития, образовательная среда, воспитательная среда, учебная среда
Слайд 13Фактор понимается как движущая сила процесса, определяющая его характер в
целом или отдельные черты, направление развития и результат
В психологии развития,
изучающей психику и человеческий организм во все возрастные периоды, выделяют биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие
Слайд 14
С точки зрения локализации воздействия движущих сил, факторы развития
принято рассматривать как внешние и внутренние Исходя из этого, биологические
процессы относят к факторам внутренним, социальные – к внешним
Внешние социальные факторы можно представить на трех уровнях:
микросоциум - семья, ближайшее окружение;
мезосоциум - образовательное пространство (образовательная среда);
макросоциум - системы образования и общего социального развития общества; уровень развития науки; возможность доступа к мировым достижениям науки и культуры и т.п.
Определяющее значение как макросоциальный фактор (образовательное пространство) имеет образовательная стратегия (образовательная политика) и признание развития одаренности как приоритетного направления в развитии образования, направленность его на выявление и развитие одаренности, поддержку талантливых детей
Слайд 15Единство влияния внешних и внутренних факторов на развитие личности
Слайд 17 В каком случае среда может способствовать развитию одаренности?
Ответ
достаточно очевиден: в том случае, если условия, ее составляющие, соответствуют
факторам (движущим силам развития одаренности)
Слайд 19 К личностным проявлениям одаренности можно отнести:
выраженную направленность
интересов;
особенности ценностных ориентаций – личностную значимость определенного вида
деятельности, ее творческий характер;
повышенную мотивацию достижения (преобладание мотивации достижения над мотивацией избегания неудач);
личностную зрелость;
развитие метапотребностей (потребностей роста А.Маслоу), стремление к самоактуализации, готовность к саморазвитию
Слайд 20 Рассматривать развитие одаренности важно также в контексте вопроса самореализации личностного
потенциала
Возможность достичь уровня самоатуализации А.Маслоу связывал с формированием метапотребностей,
к числу которых относил:
целостность, завершенность, совершенство,
законность, активность, богатство проявления (сложность и дифференциация),
сочетание простоты и красоты, доброту,
уникальность, легкость осуществления, игру, стремление к истине, честность, реалистичность, независимость, самостоятельность
Слайд 21Влияние факторов и условий на развитие одаренности
Слайд 22Сферы развития одаренности
Область свободного творчества и инноваций
Потенциальные возможности
Актуальная
одаренность
Зона ближайшего
развития
Слайд 23А Актуальный уровень развития способностей
Актуальная одаренность
Уровень гарантированной возможности достижения
положительного результата и успеха
Педагог знает особенности проявления способностей и
возможности ребенка
Условия
Знание личностных особенностей и способностей
Обеспечение продуктивной активности
Наблюдение
Закрепление знаний, умений, навыков и положительного опыта
Слайд 24Б Зона ближайшего развития
Возможность достижения результата, если ресурс для
развития достаточен, т.е. при условии “посильного напряжения”
Уровень, где возможно
начало формирования ЗУН и психологических новообразований.
Освоение нового в зоне возможного ближайшего развития
Обязательное условие – продвижение вперед, развитие
Анализ динамики развития
Психологическое напряжение (цена усилий) не должна преобладать над успешностью деятельности
Слайд 26В Область
потенциальных возможностей развития
Уровень возможного (вероятностного) успеха
Проектирование
развития
Анализ развития, рефлексия, пошаговое корректирование и управление процессом развития по
результатам
Формирующее и развивающее оценивание
Освоение личностного потенциала
Качество проектирования определяется возможностью достижения предполагаемого или не предполагаемого позитивного результата и наличием признаков развития одаренности
Слайд 27Н Сфера свободного творчества
Область инноваций Ноосфера
Уровень негарантированного успеха и дивергентного
развития
Креативность
Обоснованный эксперимент
Умение определить допустимую степень риска
Обеспечение условий свободного творчества Сопровождение процесса развития, поддержка творческой и исследовательской направленности Анализ достижений
Сопровождение процесса развития одаренности и Умение определить проявления таланта
Поддержка проявлений одаренности и таланта
Слайд 28Без нравственности талант не имеет ни ценности, ни смысла
Опасность
“злого гения” в его направленности
Пусть не каждый человек гениален,
но талантливых немало
Не каждый талантлив, но одаренных много
Нет людей, не имеющих способностей
Талантливыми и гениальными становятся лишь те, кому удается понять и развить способности
Слайд 29
Направленность личности – путеводная звезда
Возможности - бескрайнее море;
благоприятные условия
- хорошая погода, попутный ветер;
факторы - направление ветра;
личность
– корабль;
личностный потенциал, личностные свойства – паруса;
cамосознание - капитан корабля