Слайд 1Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования
Слайд 2Рассматриваемые вопросы
Концептуальные основы ФГОС общего образования
ФГОС начального, основного и среднего
общего образования: сходство и различия
Слайд 3Стандарт как социальная
конвенциональная норма,
реализующая общественный договор
ОБЩЕСТВО
Безопасность и
здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное
единство
Безопасность
Развитие человеческого
потенциала
Конкурентоспособность
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
Слайд 4ФГОС как общественный договор
Индивидуальные потребности – личностная, социальная, профессиональная успешность
обучающихся
Социальный заказ – безопасный и здоровый образ жизни, свобода
и ответственность, социальная справедливость, благосостояние
Государственные требования – национальное единство и безопасность, развитие человеческого капитала, конкурентоспособность
Слайд 5ФГОС как общественный договор
Социальный заказ
Требования
государства
Потребности
и возможности
личности
Базовые компетенции
Уровень
достижения образовательных результатов
Возможность построения ИОТ
(вариативная составляющая 20 - 30%)
Слайд 6Федеральный
государственный
образовательный
стандарт общего
образования
Научная основа
Идеологическая и
методологическая
основа
Концепция
духовно-
нравственного
развития и воспитания
личности гражданина
России
Фундаментальное
ядро
содержания
общего образования
и системно-деятельностный
подход
Стратегия
2020
Новые технологии
Широкое внедрение
ИКТ-технологий
во все сферы
жизни
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России
Общественный
договор
Новые
образовательные
запросы семьи,
общества,
и государства
Слайд 7Состояние разработки и утверждения стандартов
1. ФГОС начального общего образования
утвержден приказом от 6 октября 2009 г. №373 (зарегистрирован Минюстом
России 22 декабря 2009 года №15785)
Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
2. ФГОС основного общего образования утверждён приказом от 17 декабря 2010 г. №1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от «01» февраля 2011 г.
№ 19644) ;
3. ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом от 17 мая 2012 г. №413 Минобрнауки России (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. №24480.)
Слайд 8Реализация и введение ФГОС общего образования
ФГОС начального общего образования
сентябрь 2010
года – в пилотном (апробационном) режиме;
сентябрь 2011 года – в
штатном режиме.
ФГОС основного общего образования
сентябрь 2012 … 2014 года – в пилотном (апробационном) режиме;
сентябрь 2015 года – в штатном режиме.
ФГОС среднего (полного) общего образования
сентябрь 2013 … 2019 года – в пилотном (апробационном) режиме;
сентябрь 2020 года – в штатном режиме.
Слайд 9Нормативная база ФГОС
Закон РФ "Об образовании«
Постановление Правительства Российской Федерации N
142 от 24 февраля 2009 г.
Положение о Совете Министерства образования
и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам
Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Слайд 10Базовые документы ФГОС
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Концепция
долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации
Фундаментальное ядро содержания общего
образования
Послание Президента Федеральному Собранию
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации
Слайд 11Фундаментальное ядро
содержания общего образования
Фиксирует:
Систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании
общего образования
Систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в
общем образовании
Систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности
Слайд 12Приоритеты образовательной политики
Зафиксированы в:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития
до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1
октября 2008 года, протокол №36)
- Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р)
- Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2009-2012 годы
- Федеральной целевой программе развития образования
- Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
Слайд 13Стратегической целью государственной политики в области образования, изложенной в Концепции
долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, является
«Повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества».
Слайд 1404 февраля 2010 г.
Президентом РФ утверждена
Национальная образовательная инициатива
«Наша
новая школа».
Основные направления развития общего образования:
Переход на новые образовательные стандарты
Развитие
системы поддержки талантливых детей
Совершенствование учительского корпуса
Изменение школьной инфраструктуры
Сохранение и укрепление здоровья школьников
Развитие самостоятельности школ
Слайд 15Направленность ФГОС
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление гражданской идентичности
Преемственность ООП
разных ступеней общего образования и профессионального образования
Сохранение и развитие культурного
разнообразия и языкового наследия народов РФ
Обеспечение единства образовательного пространства РФ в условиях многообразия ОС
Демократизация образования и всей образовательной деятельности
Формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения ООП, деятельности педагогов, ОУ, системы образования в целом
Слайд 16Функции ФГОС
Инновационные функции стандарта:
Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества
и государства в образовании.
Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия
и гражданской консолидации.
Инструмент реализации государственной политики в сфере образования.
Обеспечение равных возможностей получения качественного образования.
Обеспечение преемственности всех основных образовательных программ.
Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
Обеспечение единства образовательного пространства страны
Формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Слайд 17
НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОС
НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ
НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
И УЧИТЕЛЕЙ
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
НОВЫЕ СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ
Слайд 18Сравнение ГОС и ФГОС ОО
ГОС Основная
образовательная программа
Примерные
программы дисциплин
ФГОС
Основная
образовательная программа ОУ
Примерная
основная
образовательная программа
Слайд 19Назначение ОС
ГОС
Обеспечение нормативно-правового регулирования содержания и требований к подготовке выпускников
по изучаемым предметам
ФГОС
Инструмент организации и координации СО
Средство обеспечения единства и
преемственности ступеней образования
Фактор регулирования взаимоотношений субъектов образования и государства
Ориентир создания современной инфраструктуры образования
Слайд 20Функции ОС
ГОС
Сохранение единого образовательного пространства
Обеспечение доступности образования в пределах
минимально достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников по
изучаемым предметам
ФГОС
Обеспечение права на полноценное образование
Обеспечение единого образовательного пространства страны
Обеспечение преемственности основных образовательных программ
Критериально-оценочная функция
Повышение объективности оценивания
Слайд 21Предмет стандартизации ОС
ГОС
содержание образования (обязательный минимум содержания образования)
ФГОС
Деятельность субъектов образовательного
процесса
(как процессуальные характеристики, так и результаты деятельности)
Слайд 22Деятельностный подход к построению ФГОС общего образования
Цели общего образования представляются
в виде ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (личностное,
социальное познавательное, коммуникативное развитие),что позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы, но и содержание обучения в их взаимосвязи
Концепция ФГОС общего образования
Слайд 23Ключевые особенности ФГОС
Стандарты первого
поколения
были ориентированы
на решение основной
задачи - сохранение
единого образовательного
пространства страны,
обеспечение доступности
образования
в пределах
минимального
достаточного уровня его содержания.
ФГОС –
развивающий и прогностический инструмент модернизации
системы образования.
Значительно расширяется
сфера действия и назначение
образовательного
стандарта.
Слайд 24ТРЕБОВАНИЯ
Планируемые
результаты
Программа
здорового
образа
жизни
Учебный
план
Программа
Развития
УУД
Программа
духовно-
нравственного
воспитания
Программы
по
предметам
Программа
коррекционной
работы
Система
оценки
Слайд 25
Ключевые особенности ФГОС общего образования
- стандарт, как совокупность требований (к
структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы)
-
выделение в основной образовательной программе (в том числе, учебном плане) по каждой ступени общего образования двух составляющих: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса (70-80/30-20)
- организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)
- системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС общего образования
- повышение роли родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы
Слайд 26
Ключевые особенности ФГОС общего образования
- ориентация на становление личностных характеристик
выпускника, зафиксированных в «портрете выпускника» соответствующей ступени общего образования
-
ценностно-нормативная основа разработки и реализации ФГОС общего образования - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- переход от минимизиционного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, положенного в основу Фундаментального ядра содержания общего образования
- учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 27
Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования
*Данная структура соответствует
федеральному компоненту государственного образовательного стандарта
Слайд 28
Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования
*Данная структура соответствует
федеральному компоненту государственного образовательного стандарта
Слайд 29
Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования
* Определены Концепцией
модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.
**Относится к федеральному компоненту государственного образовательного стандарта
Слайд 30Федеральные государственные образовательные стандарты
Требования к
результатам
зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты
преемственность результатов для разных ступеней
зафиксирован системно-деятельностный подход
структуре
зафиксировано наличие частей, обязательной
и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение (70-80/30-20)
3 раздела,(целевой, содержательный и организационный)
определены разделы ООП (содержательно и количественно)
интеграция учебной и внеучебной деятельности
включена «неаудиторная занятость»
Региональный компонент изучать интегрировано на всех предметах и во внеурочной деятельности
условиям
кадровым
финансовым
материально-техническим
иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)
Слайд 32обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования
принятие идеологии ФГОС общего образования
освоение новой системы требований к
структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся
овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС
Ожидаемый результат повышения квалификации
– это профессиональная готовность работников образования
к реализации ФГОС
Слайд 33Направленность ФГОС начального и основного общего образования
Духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся, становление гражданской идентичности
Преемственность ООП разных ступеней общего образования и
профессионального образования
Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия народов РФ
Обеспечение единства образовательного пространства РФ в условиях многообразия ОС
Демократизация образования и всей образовательной деятельности
Формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения ООП, деятельности педагогов, ОУ, системы образования в целом
ФГОС НОО п.6, ФГОС ООО, п.4
Слайд 34Направленность ФГОС: отличия
НОО
Равные возможности получения качественного НОО
Обеспечение условий для индивидуального
развития всех обучающихся, в особенности … одаренных детей и детей
с ограниченными возможностями здоровья
ООО
Доступность получения ООО
Обеспечение условий для индивидуального развития обучающихся
ФГОС НОО п.6, ФГОС ООО п.4
Слайд 35Направленность ФГОС НОО
РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего
образования» для всех поступающих в школу детей – задача ФГОС
НОО.
В Стандарте указывается на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей.
Слайд 36
? Приказ МОиН РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении
и введении в действие ФГОС НОО
1..? Приказ МОиН РФ от
26.11.2010 №1241 О внесении изменений в ФГОС НОО
2.? Приказ МОиН РФ от 22.09.2011
№2357 О внесении изменений в ФГОС НОО
3. ? Приказ МОиН РФ от 29.12.2014
№ 1643 О внесении изменений в ФГОС НОО
Программа коррекционной работы разрабатывается, если в образовательной организации обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
Программа коррекционной работы становится обязательной программой в содержательном разделе структуры ООП НОО
ФГОС НОО: Приказы Минобрнауки России
Изменения в Программу коррекционной работы не вносились. Текст Стандарта дополняется п.28 Психолого-педагогические условия реализации
Изменения в Программу коррекционной работы не вносились. Текст Стандарта дополняется п.2.2 об учете специальных требований и (или) учете ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Слайд 37
Раздел 1. Целевой
Пояснительная записка
Описание планируемых результатов освоения ООП
Система оценки
достижения планируемых результатов освоения ОПП
Раздел 2. Содержательный
Программа формирования УУД
Программы учебных
предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа коррекционной работы
Раздел 3. Организационный
Учебный план, календарный учебный график
План внеурочной деятельности
Система условий реализации ООП
ФГОС НОО: Требования к структуре ООП НОО
Слайд 38ФГОС ООО
Доступность получения ООО
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания,
методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития.
Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся. В отечественной дидактике Д.о. трактуется как мера трудности и не означает приспособления к уровню актуального развития учащегося, а ориентирует на ближайшие перспективы развития (Зона ближайшего развития). Границы Д.о. постоянно изменяются.
Слайд 39обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в
том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
ФГОС ООО
Доступность получения ООО
Слайд 40Доступность получения ООО
Одной из важнейших задач основной школы в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является обеспечение
условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 41Портрет выпускника
ФГОС НОО п.8, ФГОС ООО п.6
Слайд 42Портрет выпускника
ФГОС НОО п.8, ФГОС ООО п.6
Слайд 43Портрет выпускника
ФГОС НОО п.8, ФГОС ООО п.6
Слайд 44Портрет выпускника
ФГОС НОО п.8, ФГОС ООО п.6
Слайд 45Портрет выпускника
ФГОС НОО п.8, ФГОС ООО п.6
Слайд 46Портрет выпускника
ФГОС НОО п.8, ФГОС ООО п.6
Слайд 47Портрет выпускника
ФГОС НОО п.8, ФГОС ООО п.6
Слайд 48Портрет выпускника
ФГОС НОО п.8, ФГОС ООО п.6
Слайд 49Портрет выпускника СОО
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового,
безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Слайд 50Личностные результаты освоения ООП
НОО
Готовность и способность к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки
ООО
Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок
ФГОС НОО п.9, ФГОС ООО п.8
Слайд 51Личностные результаты
ФГОС НОО п.10, ФГОС ООО п.9
Слайд 52Личностные результаты
Раздел II ФГОС НОО п.10, ФГОС ООО п.9
Слайд 53Личностные результаты
ФГОС НОО п.10, ФГОС ООО п.9
Слайд 54Личностные результаты
ФГОС НОО п.10, ФГОС ООО п.9
Слайд 55Метапредметные результаты освоения ООП
НОО
Освоенные УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные) и межпредметные
понятия
ООО
Освоенные межпредметные понятия и УУД , способность их использования, самостоятельность
планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение ИОТ
ФГОС НОО п.9, ФГОС ООО п.8
Слайд 56Предметные результаты освоения ООП
НОО
Освоенный опыт, специфической деятельности для предметной области
по получению, преобразованию, применению нового знания, система основополагающих элементов НКМ
ООО
Освоенные
умения, специфические для для предметной области, виды деятельности по получению, преобразованию, применению нового знания, формирование научного типа мышления, научных представлений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами
ФГОС НОО п.9, ФГОС ООО п.8
Слайд 57ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и
«незнания»
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на
основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
Слайд 58Основная образовательная программа начального общего образования
«… определяет
содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования
и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное , социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся»
ФГОС НОО, п.14
Слайд 59Основная образовательная программа основного общего образования
«… определяет
цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на
ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся»
ФГОС ООО, п.13
Слайд 60Основная образовательная программа начального общего образования
содержит
Часть, формируемая
участниками
образовательного
процесса – 20%
Обязательная часть
- 80%
ФГОС НОО, п.15
Слайд 61Основная образовательная программа основного общего образования
содержит
Часть, формируемая
участниками
образовательного
процесса – 30%
Обязательная часть
- 70%
ФГОС ООО, п.15
Слайд 62
Раздел 1. Целевой
Пояснительная записка
Описание планируемых результатов освоения ООП
Система оценки
достижения планируемых результатов освоения ОПП
Раздел 2. Содержательный
Программа формирования УУД
Программы учебных
предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа коррекционной работы
Раздел 3. Организационный
Учебный план, календарный учебный график
План внеурочной деятельности
Система условий реализации ООП
ФГОС НОО: Требования к структуре ООП НОО
Слайд 63Структура ООП ООО
Основная образовательная программа основного общего образования
должна содержать три раздела:
Целевой
Содержательный
Организационный
ФГОС ООО, п.14
Слайд 64Целевой раздел ООП ООО
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения ООП ООО
Система
оценки достижений планируемых результатов
ФГОС ООО, п.14
Слайд 65Содержательный раздел ООП ООО
Должен определять
общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы ориентированные
на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
Программу развития универсальных учебных действий
Программы отдельных учебных предметов, курсов
Программу воспитания и социализации, включающую такие направления как духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Программу коррекционной работы
ФГОС ООО, п.14
Слайд 66Организационный раздел ООП ООО
Должен определять общие
рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы:
Учебный план
Систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта
ФГОС ООО, п.14
Слайд 68
Преемственность ФГОС общего образования (методологический аспект)
- стандарт, как совокупность требований
- системно-деятельностный подход
- концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России
- ориентация на становление личностных характеристик выпускника
- учет региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации
- учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и т.д.
Сохранение методологических оснований при разработке ФГОС основного общего образования
Слайд 69
Преемственность ФГОС общего образования (содержательный аспект)
*Данные изменения внесены приказом Минобрнауки
России от 22 сентября 2011 г. № 2357, вступившим в
действие 13 января 2012 г.
Слайд 70
Преемственность ФГОС общего образования (содержательный аспект)
Слайд 71
Преемственность ФГОС общего образования (содержательный аспект)
*Данные изменения внесены приказом Минобрнауки
России от 22 сентября 2011 г. № 2357, вступившим в
действие 13 января 2012 г.
**Поручение Президента Российской Федерации по итогам президиума Государственного совета 27 мая 2010 г. № Пр-1640, п.1н
Слайд 72
Преемственность ФГОС общего образования (технологический аспект)
Механизмы, обеспечивающие преемственность ФГОС общего
образования
- механизмы реализации основной образовательной программы (п.14 ФГОС ООО и
п.16 ФГОС НОО): учебный план (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса) и план внеурочной деятельности
- индивидуальные учебные планы (п.18.3.1 ФГОС ООО и п.19.3 ФГОС НОО)
- проектировочные механизмы: в сфере управленческой деятельности (сетевые планы, дорожные карты, планы-графики, технологические карты управленческой деятельности и т.д.) и в рамках образовательного процесса (технологические карты по проектированию образовательного процесса – урок, укрупненные дидактические единицы, рабочие программы и т.д.)
Слайд 73
Преемственность ФГОС общего образования (технологический аспект)
Механизмы, обеспечивающие преемственность ФГОС общего
образования
- механизмы создания кадровых условий реализации основной образовательной программы (новый
порядок аттестации педагогических работников, федеральные (региональные) стажировочные площадки, персонифицированные модели повышения квалификации, сетевое взаимодействие образовательных учреждений, новые модели организации методической работы на муниципальном и институциональном уровне, формирование мотивационной среда в образовательном учреждении, формирование кадрового резерва системы образования, механизмы профессиональной адаптации молодых специалистов и т.д.)
- механизмы создания финансовых условий реализации ООП (…)
- механизмы создания материально-технических условий реализации ООП (…)
- механизмы создания психолого-педагогических условий реализации ООП (…)
Слайд 752. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Целевой раздел должен определять
общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной
программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов
Приказ Минобрнауки № 2357 от 22.9.2011
Преемственность и развитие, баланс целей
Слайд 76ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Ключевые особенности ФГОС СОО
Содержательный раздел
должен определять общее содержание образования и включать образовательные программы, ориентированные
на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов
Преемственность и развитие, баланс целей
Слайд 77
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
ФГОС НОО
ФГОС ООО
ФГОС
СОО
Преемственность и развитие, баланс целей
Слайд 78
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
Преемственность и
развитие, баланс целей
ФГОС НОО
ФГОС ООО
ФГОС СОО
Слайд 79
1. Требования к результатам
Требования
к личностным
результатам
Требования
к предметным
результатам
Требования
к метапредметным
результатам
Цели образования
Структура требований
к
результатам освоения ООП
Требования к результатам освоения
основных образовательных
программ – конкретизированные
цели образования
ФГОС
планируемые результаты
освоения основных
образовательных программ –
операционализированные
требования к результатам
Примерная ООП
Требования к результатам образования
соответствуют современным представлениям об обобщенной структуре личности и деятельности человека
Примерная ООП не нормативный документ
Преемственность и развитие, баланс целей
9. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов
на базовом и углубленном уровнях
Ключевые особенности ФГОС СОО
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности
Слайд 81СОО: Изучение предметных областей «Филология» и «Иностранные языки» должно обеспечить:
сформированность
представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение
через изучение русского и родного (нерусского) языка, иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
Слайд 82«Иностранный язык». «Второй иностранный язык» (базовый уровень) – требования к
предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать:
1) сформированность коммуникативной
иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Слайд 83«Иностранный язык». «Второй иностранный язык» (углубленный уровень) – требования к
предметным результатам освоения углубленного курса иностранного языка должны включать требования
к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля;
2) сформированность умения перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами в русле выбранного профиля;
3) владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях.
Слайд 84Предметные результаты ООО
формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных
культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в
развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Слайд 85Предметные результаты НОО
приобретение начальных навыков общения в устной и письменной
форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей
и потребностей;
освоение правил речевого и неречевого поведения;
освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.