Слайд 1ФГОС: Организация внеурочной воспитывающей деятельности школьников
И.Г. Назарова, заведующая кафедрой педагогики
и психологии ГОУ ЯО ИРО
29.04.10
Слайд 2Итоги экспертизы ООП НОО ОУ БП
Цель экспертизы - установить соответствие
содержания внеурочной деятельности основной образовательной программы начального общего образования
требованиям к содержанию основных образовательных программ
Предмет экспертизы – содержание и способы организации внеурочной деятельности в основной образовательной программе начального общего образования
Слайд 3Критерии оценки
Соответствие требованиям ФГОС к структуре, содержанию, условиям организации внеурочной
деятельности обучающихся:
соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса
ориентированность на образовательные потребности и запросы обучающихся и их родителей при проектировании программ внеурочной деятельности
соответствие видов внеурочной деятельности, заявленных в учебном плане, требованиям ФГОС
обеспечение возможности для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся во внеурочной деятельности
использование в полной мере всех необходимых ресурсов МР для организации внеурочной деятельности
обеспечение возможности для выполнения заявленных требований к результатам
конструктивная целостность урочного и внеурочного компонентов образовательного процесса ОУ
Слайд 4Достоинства
Ориентированность на потребности и запросы разных субъектов – родителей, социальных
партнёров
Выделены направления ВД
Осуществляются попытки заключения договоров для организации ВД
Представлен
опыт организации клубной, студийной, секционной, кружковой, тренинговой деятельностей в общественно-полезных и социальных практиках
Слайд 5Недостатки
Полное отсутствие программ ВД
Игнорирование индивидуальных запросов обучающихся во внеурочной деятельности
Отсутствие программ психолого – педагогического сопровождения развития учащихся на этапе
начальной школы
Отсутствие взаимосвязей с урочной деятельностью и с программами ДНВ и ЗОЖ
Подмена программ ВВД программами и планами школьного самоуправления
Отсутствие ориентации на результаты ВД
Отсутствие анализа муниципальных ресурсов для организации ВД
Слайд 6Из Конвенции о правах ребёнка
«Дети должны всегда иметь право на
счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира,
игр, учёбы и роста.
Их будущее должно основываться
на гармонии сотрудничества.
Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт»
Слайд 7Второе дыхание школы - Жизнь после уроков…
Слайд 8Развитие компетентности к обновлению компетенций
Личностные
Метапредметные
Предметные
Слайд 9От урока к внеучебной деятельности
От урока к внеучебной деятельности
От урока
к внеучебной деятельности
Слайд 10В структуре учебного плана начального общего образования
Направления внеурочной
деятельности,
формы
ее организации,
а также привлекаемые
для неё реализации
ресурсы
Время, отводимое на
внеурочную деятельность,
составляет до 1350 часов
Слайд 11Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного
учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной
системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полно мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
(http://www.standart.edy.ru)
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации
(Д.В. Григорьев, П.В. Степанов,
Центр теории воспитания ИТИП РАО)
Слайд 12Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников
Неотъемлемая часть образовательного процесса
в школе
Способствует в полной мере реализовать требования ФГОС
Внеурочная деятельность
включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю
Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся
Аудиторных занятий не должно быть более 50%
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты
Преимущества: предоставление учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие учащихся
Слайд 13Виды внеурочной деятельности
основа разработки и реализации конкретных форм внеурочной деятельности
Познавательная деятельность
Игровая деятельность
Проблемно-ценностное общение
Досугово-развлекательная деятельность
Художественное творчество
Социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность)
Трудовая (производственная)
деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
Слайд 14Направления внеурочной деятельности Содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Социальное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Слайд 15Ресурсы для организации внеурочной деятельности
?????
Слайд 16Социальные партнёры
Образовательные учреждения
Образовательные учреждения дополнительного образования детей
Детские общественные организации
Организации культуры
и спорта
В период каникул:
тематические лагерные смены
летние школы, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей
Слайд 17Уровни организации внеурочной деятельности
Слайд 19Результаты и эффекты
Результат – это то, что стало непосредственным итогом
участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил
и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
Слайд 20Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников
Первый уровень результатов – приобретение
школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
«Действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили)
Слайд 21Результаты
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь
2-й уровень
– школьник ценит общественную жизнь
3-й уровень – школьник самостоятельно действует
в общественной жизни
Слайд 22Создание образовательных систем социализации учащихся
(И.И. Зарецкая)
Интеграция воспитательного,
социализирующего потенциала на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования, ресурсов
среды.
В итоге формируются, по определению А.В. Мудрика, «центры кристаллизации»
Слайд 23Методический конструктор внеурочной деятельности
Комплексные образовательные программы
Тематические образовательные программы
Образовательные программы,
ориентированные на достижение результатов определенного уровня
Образовательные программы по конкретным
видам внеурочной деятельности
Индивидуальные образовательные программы для учащихся
Слайд 24Разработка программ
Ориентация на школьников определенной возрастной группы
В определении содержания ОУ
руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы учащихся и родителей
Программа
состоит из: введения (назначение, структура, объем часов, возраст); перечня разделов; описания разбитого по разделам содержания занятий; характеристики результатов
Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены занятия
Программы реализуются в рамках класса и в рамках свободных объединений школьников одного возраста
Слайд 25Приглашаем к сотрудничеству!
Кафедра общей педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО
т.8(4852) 48-60-57
E-mail: in-naz@yandex.ru