Слайд 1МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 8»
Выступление на педагогическом совете:
«Формирование духовно-нравственных качеств личности
младших школьников через развитие толерантных взаимоотношений»
учитель начальных классов
Малышева Марина Ивановна
Слайд 2С 2005 - 2006 учебного года рекомендована
Министерством образования и
науки РФ государственная программа
«Формирование установок толерантного сознания и
профилактика экстремизма в российском обществе»
Слайд 3 Принципы толерантности:
Отказ от насилия
Добровольность выбора
Искренность убеждений
Формирование толерантных взаимоотношений
- создание условий для развития у детей способности чувствовать, понимать,
слышать и слушать себя и другого, поддержание благоприятного внутригруппового климата.
Слайд 4Жан Пиаже выделяет три этапа в формировании толерантности у ребенка:
В
6 - 7 лет ребенок приобретает первые (фрагментарные и несистематичные)
знания о своем месте в обществе, коллективе людей;
В 8 - 9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя в своем коллективе, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык, в нем просыпаются национальные чувства, он начинает твердо отстаивать свои позиции и место в обществе;
В 10 - 11 лет (младший подростковый возраст) толерантная идентичность формируется в полном объеме.
Слайд 5Ценностные ориентиры в общении учащихся начальных классов:
В 1 -
2 классах отношения строятся преимущественно через учителя:
Учитель выделяет кого-либо из
учеников как образец для подражания;
Определяет суждения детей друг о друге;
Организует их совместную деятельность и общение;
Требования и оценки учителя принимаются и усваиваются учащимися.
В 3 - 4 классам построение отношений изменяется:
Мнение взрослого остается важным для ребенка;
Отношение к ребенку одноклассников определяет положение среди других детей и обеспечивает переживание им большего или меньшего эмоционального благополучия.
Слайд 6Влияние игры на формирование толерантных взаимоотношений:
Игра требует от участников организованности,
внимания и проявления воли.
Несколько участников, которые играют, должны действовать согласованно,
т.е. возникает командность.
Дети должны действовать в соответствии с правилами, которые опять предполагают коллективные действия.
Слайд 8Причины заниженной самооценки :
Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность и
т.п.
Вымышленные недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей.
Неуспех в общении: низкий
статус в группе, непопулярность среди сверстников.
Угроза отчуждения в детстве: нелюбовь родителей, воспитание в «ежовых рукавицах» и т.п.
Чрезмерное внимание к внешним оценкам, исходящим от значимых для ребенка лиц.
Слайд 9Задачи формирования толерантных взаимоотношений:
Организация целенаправленной педагогической деятельности в процессе обучения
и воспитания.
Обеспечение планомерного усвоения учащимися необходимых знаний, связанных с формированием
толерантных взаимоотношений.
Развитие и поддержание у детей интереса к окружающим людям, чувство понимания их и принятия такими, какие они есть.
Формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей.
Повышение уровня самооценки ребенка и самоконтроль своего эмоционального состояния в ходе взаимодействия.
Развитие творческих и организаторских способностей, активности и самостоятельности детей взаимодействия.
Осознание практического значения знаний, получаемых в процессе занятия.
Слайд 10Формы работы:
Занятия, в ходе проведения которых ученики получают ЗУНы
о толерантном поведении в обществе.
Внеклассные мероприятия, которые проводятся в форме
КТД, викторин, игр, походов, экскурсий и т.п.
Система уроков литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, художественного труда, физической культуры и музыки, на которых организована практическая деятельность школьников.
Слайд 11Занятия строятся по определенной логике
1 этап «Про меня» (1
класс).
В ходе занятий ребенок получает возможность увидеть свой облик,
задуматься о своем характере, о тех социальных ролях, которые он выполняет; осознать свои эмоции и попробовать управлять ими; понять свою значимость для других людей и ее причины.
Слайд 122 этап «Про тебя» (2 класс).
В ходе занятий ребенок
приходит к открытию, что каждый человек для кого-то - свой,
что каждый для себя является личностью. Ребенок изучает другого, сравнивает его с собой, учится адекватно воспринимать его личностные проявления.
Слайд 133 этап «Про нас» (3 - 4 класс).
В
ходе занятий ребенок исследует объединения людей, в которые он включен,
которые для него наиболее значимы. Ребенок должен при помощи педагога проникнуться мыслью, что человеку хорошо в семье, в классном коллективе, среди друзей сверстников.
Слайд 14Показатели сформированности толерантности у младшего школьника:
Способность принимать на себя
ответственность и контролировать свои поступки;
Приобретение навыка умения действовать с наличной
ситуацией;
Следование правилам, принятым в группе;
Способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящее события;
Способность понимать других людей на основе овладения информацией.
Слайд 15Литература:
Бухвалова В.А. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества», М.:
2000г.
Кульевич С.В., Лакоценина П.Г. «Воспитательная работа в современной школе: от
коллективизма к взаимодействию», Воронеж, 2006г.
Ничаева Н.П. «Управление воспитательным процессом в классе», М.: 2006г.
Щуркова Н.Е «Игровые методики», М.: 1999г.
Слайд 16МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 8»
Выступление на педагогическом совете:
«Формирование духовно-нравственных качеств личности
младших школьников через развитие толерантных взаимоотношений»
учитель начальных классов
Малышева Марина Ивановна