Слайд 1
2019г.
ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА ПИЩИ.
Подготовили:
Гожда Т.Ю.
Краснова А.С.
Рахлина Т.А.
Якунина Г.С.
Слайд 2Очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности и
порядку: помочь ребёнку правильно усвоить необходимые навыки и умения, не
выполняя эти действия за ребёнка.
Поощрять самостоятельность детей, но в тоже время обязательно проверять, правильно ли ребёнок всё сделал. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.
Хорошо сформированные в дошкольном возрасте навыки и привычки сохраняются на всю жизнь и выполняются ребёнком легко, с удовольствием и быстро.
Слайд 3 Культура питания ребенка – наука, необходимая в
современной жизни.
Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду,
то именно на
воспитателей и младших воспитателей ложится обязанность научить ребенка
полезно, вкусно, красиво и, самое главное аккуратно питаться.
Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только
правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми
приборами, быть опрятными и вежливыми.
Слайд 4Профессиональная обязанность воспитателя детского сада
– обучить ребенка правилам поведения
за столом.
Это обучение происходит как на специально организованных
занятиях, так и во время приема пищи.
Слайд 5Задачи формирования
культурно – гигиенических навыков при
приеме пищи.
1 МЛАДШАЯ
ГРУППА
Учить пользоваться салфеткой
Формировать умение во время еды правильно держать ложку
Привлекать
детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно со взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки
2 МЛАДШАЯ ГРУППА
Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой (вилкой – со второй половины года), салфеткой;
не крошить хлеб,
пережевывать пищу с закрытым ртом,
не разговаривать с полным ртом
Слайд 6
Многие родители недоумевают, для чего вообще
придуман алгоритм сервировки стола в детском саду? Ведь в младшем
возрасте дети используют минимум столовых приборов и посуды. Но это очень важный момент. Благодаря правильной сервировке решаются следующие вопросы:
Проблемы с принятием пищи.
Очень часто от ребенка можно услышать фразу : « Не хочу… Не люблю…». Красиво сервированный стол побуждает аппетит.
Обучение основным правилам поведения за столом.
Малыш должен с раннего возраста знать, с какой стороны лежат ложка, вилка, нож.
Дисциплина.
Начиная со 2 мл.гр. воспитатели привлекают детей к сервировке стола.
Назначаются дежурные, которые ответственны за расстановку посуды, приборов, салфеток и т.д.
Сервировка приборов развивает мелкую моторику. Малыши начинают понимать такие понятия как «лево», «право».
Слайд 7Дежурство по столовой - младший возраст.
Во второй
половине учебного года познакомить с «Уголком дежурств» и
научить пользоваться им.
Раскладывание на столе ложек, салфеток, хлебниц под указанием взрослого.
Слайд 8Для обучения детей сервировке стола можно
использовать такое стихотворение.
Мы дежурные
сегодня, будем няне помогать.
Аккуратно и красиво все столы сервировать.
Что сначала нужно делать? Будем руки чисто мыть,
Потом фартуки наденем, начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим. Ну, а в самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный. Хлеб – всему ведь, «голова».
Вокруг хлебниц хороводом блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек «смотрят» вправо, в блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим. Вилки, ложки и ножи…
Не спеши! Как класть, подумай, а потом уж разложи.
От тарелки справа нож, ложка рядышком лежит.
Нож от ложки «отвернулся», на тарелочку «глядит».
Ну, а слева от тарелки нужно вилку положить.
Когда станем есть «второе», будет с вилкой нож дружить.
Слайд 9Организация приема пищи
Подготовка к приему пищи:
Санитарно – гигиенические
правила регулируют культуру поведения ребенка во время завтрака, обеда, ужина.
Сюда входит и общение во время приема пищи, и
правила сервировки стола, и правила повеления за столом, и умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.
Соблюдение гигиенических требований – мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом.
Помощник воспитателя обязан проветрить помещение, тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, использовать только чистую посуду.
Проводится сервировка стола помощником воспитателя. Дежурство детей по столовой проходит только совместно со взрослым.
Воспитатель знакомит детей с меню, напоминает о правилах поведения за столом и пользованием столовых приборов.
Выполняются культурно – гигиенические процедуры с детьми.
Слайд 10Сервировка стола
Практическая часть:
1. На стол кладется скатерть
так, чтобы спадающие края не доставали до колен детей.
2. В центр стола ставится блюдце с порционно нарезанным хлебом, прикрытым салфеткой.
3. Ставится салфетница с бумажными салфетками.
4. Рядом с хлебницей ставятся чашки. Если подают
компот с ягодами, на блюдца кладут чайные ложки.
Ручки чашек и ложек смотрят вправо.
5.Затем раскладываются столовые приборы
(ложки, вилки) согласно возрастной группе и меню.
Правила сервировки столовых приборов:
Справа ближе к тарелке кладут вилку зубчиками вверх,
рядом столовую ложку углублением вниз.
Слайд 11Маленькие нюансы
К завтраку блюда подаются только тогда, когда дети садятся
за стол. Делается это для того, чтобы еда не успела
остыть.
В обед если есть салат, то сначала ставится салатная тарелка и салат употребляется перед первым блюдом. Салат также можно использовать как добавку к гарниру.
Основное блюдо подает помощник воспитателя непосредственно перед тем, как дети сядут за стол. Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Тарелки из под супа убирают взрослые.
В полдник в центре стола ставятся чайные пары и салфетница с бумажными салфетками. Если предполагается выпечка, то тарелка ставится каждому ребенку.
Слайд 13Помните! Дети очень внимательны, следите за своими репликами о пище.
О пище можно говорить только хорошо. Во время еды всё
должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребёнка это довольно-таки сложное дело.
Не забывайте хвалить детей (каждого в отдельности и всех вместе) за аккуратность, неторопливость, культурные навыки, дружелюбное спокойное общение во время еды.
Не фиксируйте во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом задать ему правильный алгоритм действий.