Слайд 1Личностно ориентированное обучение в младшем
школьном возрасте
Индивидуализация обучения младших школьников
русской орфографии
на примере безударных гласных в корне слова
Учитель начальных
классов МОУ «СОШ № 32» г.Кургана
Филимонова Наталья Валерьевна
Слайд 2Основные требования к личностно-ориентированному уроку
Цель: создание условий для познавательной активности
учеников.
Средства достижения этой цели:
На уроке используются разнообразные формы, методы
и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Слайд 3Обучение учащихся орфографии строится на основе следующих психологических и методических
положений:
Любая работа, в том числе по усвоению орфографии, должна быть
мотивирована. Мотивацию орфографических умений и навыков можно реализовать через активизацию познавательных интересов учащихся, занимательность форм и методов работы, гибкую систему контроля знаний, умений и навыков
Орфографический навык, как и любой другой, - это «автоматизированные компоненты сознательной деятельности». Для автоматизации «компонентов» нужны многократные упражнения, в ходе выполнения которых будет происходить «процесс свертывания умственной деятельности».
«Сознательная деятельность» осуществляется на основе знания правил и правильного их применения. Применение же правила означает последовательное выполнение умственных операций, которые ведут к успешному решению задачи.
Слайд 4Орфографический навык включает в себя:
умение увидеть орфограмму;
умение отнести выделенную орфограмму
к определенному типу;
умение писать в соответствии с основным законом письма
(слабую позицию проверяй сильной) или соответствующим правилом.
Слайд 5Чтобы решить орфографическую задачу, т.е. правильно написать безударную гласную в
корне слова, ученик должен проделать следующие умственные операции – «шаги»:
1.
«Ориентировочный», предполагающий, что ученик услышит
безударный гласный и установит, в какой части слова этот
безударный находится;
2. Если безударный гласный находится в корне, решить, какой
это безударный: проверяемый или непроверяемый;
3. Если безударный гласный является проверяемым,
проверить его; если безударный непроверяемый, вспомнить,
как слово пишется, или посмотреть в словаре.
Слайд 6 Наиболее распространенной формой является индивидуализация самостоятельных работ: классных
упражнений или домашних заданий.
Их всегда можно дифференцировать
по степени трудности, помня, что для менее развитых школьников необходимо предусмотреть более легкие варианты заданий.
Слайд 7В основу системы индивидуального подхода к выработке
орфографических умений и
навыков необходимо учитывать факт у с в о е н
и я - н е у с в о е н и я каждым учеником каждой о т д е л ь н о й операции. В соответствии с этим в классе выделяется три группы учащихся:
Первая группа - учащиеся с несформированным «ориентировочным» шагом;
Вторая группа - учащиеся, затрудняющиеся определить, проверяется или не проверяется безударный гласный корня;
Третья группа – учащиеся, не умеющие правильно подобрать однокоренное проверочное слово.
Слайд 8Опознавательными признаками орфограммы «Безударные гласные в корне слова» являются:
безударность, отсутствие
ударения;
гласные а, о, и, е как наиболее опасные;
место в слове:
находится в корне слова.
Слайд 9 Для учащихся п е р в о
й г р у п п ы можно
предложить следующие виды заданий:
Произнесите слово вслух. Сначала определите ударный звук, затем назовите безударные звуки.
Назовите в слове все звуки, затем все буквы.
Произнесите только слова с безударным гласным в корне. Выпишите их.
Сначала произнесите слово так, как говорим, затем так, как пишем: столовая, дежурный, ученик, моряк, окно (задание выполняется с предметными картинками).
Из данных слов назовите сначала проверяемое, затем проверочное слово: поласкать – ласка, холодный – холод, пишет – запиши.
Какие буквы в словах проверяются проверочными словами:
тяжёлый –тяжесть, берег – прибрежный, проживать – прожить.
Почему подчеркнутые гласные называются проверяемыми?
лесник опоздал замечает
виднелись выдержит зелёный
Слайд 10Учащимся т р е т ь е й г
р у п п ы предлагаются следующие виды заданий:
Объясните,
какое написание нужно выбрать, чтобы сохранился смысл.
и и и
В нашем краю растут густые л-са. Под елью с-дела л-са.
е е е
Подумайте, что обозначает каждое слово. Правильно вставьте букву.
Ум(о,а)лять о пощаде спл(а,о)тить в отряд
Ум(о,а)лять значение запл(а,о)тить за квартиру
Выберите нужное проверочное слово.
горе плата
Приг…род спл…тить
город плотный
Можно ли проверить слова из первого столбика?
Загорела – горка Травить – трава
Волна – вол Нагляделся – глядя
Слайд 11Использование карточек орфограмм для формирования орфографической зоркости
Помогают ребенку включать в
процесс запоминания зрительную, механическую и тактильную память;
Материализуют орфографические понятия;
Позволяют
развивать наблюдательность;
Формируют умения анализировать, сравнивать и делать выводы.
Ученики быстро запоминают трудные понятия, включают их
в словарный багаж. У них быстрее формируется алгоритм ответа
при комментированном письме.
Слайд 12Поиграем в слова
Рыбак – к = ? (рыба)
Косарь – рь
= ? (коса)
Вода – а + о + росли =
? (водоросли)
Сосна – на + ка = ? (соска)
Куб – б + в + шина – а + ка = ? (кувшинка)
Лава + н + да = ? (лаванда)
Плаха – ха + фон = ? (плафон)
Блюз – з + до = ? (блюдо)
Пласт + ил – л + к = ? (пластик)
Слайд 21Прочитай пословицы
К В
Р
Б Ж
П
О Я Р Е Я Е Е Ё
Д О М Р Т
О Р
А П А В И
Е Д П О В, Б Ь М Л
У Ь Л И У Д Я Т
Н
Д
З
Ь Д А О
И А А Д Е А
Б Ы Е
Ж Н Р Л