Слайд 1Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения ИКТ
Представление опыта работы
учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ № 2»
г. Каспийск
Пяткиной
Марины Александровны
Слайд 2Цель:
формирование ключевых компетенций учащихся на уроках истории и обществознания
Слайд 3Задачи:
1.Выявить роль позновательных УУД в курсе изучения истории и обществознания.
2. Систематизировать и проанализировать современные технологии, позволяющие сформировать основные позновательные
компетенции ученика.
3. Применить интерактивные формы работы в процессе организации учебной деятельности.
4. Организовать учебный процесс в инновационном режиме школы
Слайд 4Наиболее значимые компетенции:
1. Общекультурная компетентность - обобщенные способы деятельности,
позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.
2. Социально-трудовая
компетентность - способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда.
3. Коммуникативная компетентность - получение, использование, передача информации в процессе взаимодействия.
4. Личностное самоопределение - знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.
Слайд 5Основная идея:
процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания
является основой и залогом формирования ключевых компетенций учащихся, через использование
новых инновационных интерактивных технологий.
Слайд 6Педагогическая технология
педагогическая технология - "строго научное проектирование и точное воспроизведение
в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, систематическое и последовательное
воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса".
Слайд 7Педагогические технологии
Традиционное обучение
Педагогика сотрудничества
Развивающее обучение
Игровое обучение
Проблемное
обучение
Эвристическое обучение
Программированное обучение
Контекстное обучение
Активное обучение
Дидактическая
эвристика
Частнопредметные технологии обучения
Авторские педагогические технологии
Компьютерные технологии обучения
Разно-уровневое обучение
Метод проектов
Учение через обучение
Конструктивное обучение (конструктивистское обучение)
Слайд 8Основные преимущества интерактивных форм обучения:
Активизация активно-познавательной и мыслительной деятельности учащихся
;
Вовлечение учеников в процесс обучения, освоения нового материала не в
качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников;
Развитие навыков анализа и критического мышления;
Усиление мотивации к изучению дисциплины;
Создание благоприятной атмосферы на занятии;
Развитие коммуникативных компетенций у учащихся;
Сокращение доли традиционной работы и увеличение объема самостоятельной работы учащихся;
Слайд 9Основные преимущества интерактивных форм обучения:
Развитие навыков владения современными техническими средствами
и технологиями обработки информации;
Формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию
и определять уровень ее достоверности;
Гибкость и доступность процесса обучения – учащиеся могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;
Использование таких форм, как электронные тесты (текущие, промежуточные) позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса, повысить объективность оценки знаний учащихся;
Слайд 10Интерактивные технологии
Педагогика сотрудничества
Развивающее обучение
Игровое обучение
Проблемное обучение
Эвристическое
обучение
Программированное обучение
Контекстное обучение
Частнопредметные технологии обучения
Авторские педагогические
технологии
Компьютерные технологии обучения
Исследовательские технологии
Метод проектов
Учение через обучение
Конструктивное обучение (конструктивистское обучение)
Слайд 11Интерактивный метод
Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности
учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока
(обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Слайд 12Виды интерактивных методов обучения:
1. Творческие задания;
2. Работа в малых группах;
3.
Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
4.
Использование общественных ресурсов
5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения
6. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);
7. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем
8. Разрешение проблем
Слайд 13Формы работы с учащимися
Творческие задания.
Под творческими заданиями мы будем понимать
такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства
информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся.
Слайд 14Формы работы с учащимися
Работа в малых группах
- это одна
из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся
(в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов
Слайд 15Формы работы с учащимися
лекции с проблемным изложением,
эвристическая беседа,
дискуссия,
дебаты, конференция,
деловая игра,
семинар,
Слайд 16Проблемное обучение
это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных
задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают
новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Слайд 17Проектная деятельность
Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в
их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной
проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель метода состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Слайд 18Исследовательские технологии
Исследовательская деятельность – организация деятельности учащихся путем самостоятельного «добывания»
знаний из разных источников, отбора изученного материала и создания самостоятельного
исследовательского продукта, имеющего теоретическое и практическое значение.
Слайд 19Модульное обучение.
Структура программы
Слайд 20Цели использования компьютерных технологий:
Создание индивидуальной заинтересованности учащихся в приобретении знаний
и умений по предмету;
Расширение интеллектуальных возможностей ученика;
Облегчение процесса обучения в
условиях постоянного увеличения потока информации.
Слайд 21Возможности использования ПК на уроках истории:
Слайд 22использование в образовательном процессе самостоятельно созданных цифровых образовательных ресурсов
Слайд 23На протяжении многих лет обучения
истории и обществознания,
в основном,
и учителя и ученики
обращались к таким источникам информации:
Энциклопедии;
Словари;
Монография;
Справочники;
Хрестоматии;
Газеты, журналы
и т.д.
Слайд 24Сегодня, все это в большом объеме представлено не только на
электронных носителях, но и в Интернете.
Слайд 27После выбора задач необходимо определиться с материальной базой. Когда все
найдено, можно смело работать.
Кроме того, можно посетить в Интернете сайты
и познакомиться с опытом работы коллег в данном направлении.
Слайд 29Систематическое использование интерактивных методов и приемов работы на уроке привело
к следующим результатам:
1.Повысился уровень использования наглядности на уроке,
2.Повысилась производительность
урока.
3.Активнее устанавливаются межпредметные связи.
4.Появилась возможность организации проектной деятельности учащихся под руководством преподавателя.
5.Изменились к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК.
6.Изменилось отношение к учебному труду. Ребята начали выбирать способы реализации своих способностей и возможностей, активно вовлекаться во внеурочную деятельность.
7. Повысилось качество знаний по истории и обществознанию
8. Сохраняется устойчивая мотивация учащихся к учению на уроках и во внеурочной деятельности.
Слайд 30 Результативность
Решительные шаги
к открытости, вариативности, деполитизации учебных занятий
Повышение интереса учащихся к изучению истории и обществознания, что выражается в их желании участвовать в олимпиадах, конкурсах.
Отказ от механического усвоения учебного материала, ориентированность обучения и воспитания на конкретную личность ученика, что способствует приобретению школьниками прочных знаний и практических умений и навыков, умению самостоятельно приобретать знания
Перевод организации учебно-воспитательного в плоскость сотрудничества учителя и ученика