Слайд 1Роль стратегий активного обучения в подготовке учащихся к международному исследованию
PISA
Демченко Е.М.
Сумина В.А.
Жумабекова А.А.
Яхина К.С.
Пидяшова О.И.
Кази А.М
Слайд 2Проблема
Отсутствие практической основы и методологической базы для системной работы, направленной
на развитие активной мыслительной деятельности (сравнение, классификация, обобщение, моделирование, интерпретация
и т.п.) и критичности мышления на уроках географии
Слайд 3Цель
выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои
соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом
происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Слайд 4Цель проектной работы
Создание на уроках географии условий для реализации критического
мышления с помощью стратегий активного обучения, способствующих развитию мыслительных навыков
учащихся.
Слайд 5Задачи
1. Изучить научно - методическую литературу по данной теме.
2. Познакомиться
с практическим применением стратегий активного обучения на уроках географии;
3.
Выступить с обобщением проведенной работы.
Слайд 6Планируемый результат
1. Повышение интереса к изучению географии.
2. Развитие мыслительных операций
на высоком уровне у 70% учащихся (сформированность таких умений, как
умение исключать лишнее, выделять главное; логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, классифицировать и систематизировать материал; формулировать проблемные вопросы).
Слайд 7Сформированность ключевых компетенций:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для
решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
Слайд 8самоорганизационной (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно
использовать личностные ресурсы);
самообразовательной (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию
на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Слайд 9Республика Казахстан с 2015 года приступает к реализации обновления содержания
среднего образования с учетом опыта АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
Слайд 10Президент страны Н. Назарбаев в Стратегии «Казахстанский путь – 2050»
отметил: «Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки.
Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».
Слайд 11В мерах по обновлению содержания отечественного среднего образования центральное внимание
уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни. Базируясь
на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащемуся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера, таким образом проявлять функциональную грамотность
Слайд 12«Навыки широкого спектра» состоят из следующих видов деятельности:
– творческое применение
знаний;
– критическое мышление;
– выполнение исследовательских работ;
– использование ИКТ;
– применение способов
коммуникативного общения, включая языковые навыки;
– умение работать в группе и индивидуально.
Слайд 13Связь компетенций с предметными результатами в обновленном содержании среднего образования
Слайд 14Соответствие критериальных систем международных сравнительных исследований и обновленного содержания среднего
образования РК
Слайд 15Технология активного обучения
Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение
учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся
посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств.
(В. Н. Кругликов, 1998).
Слайд 16Технология активного обучения включает:
Проблемное обучение -развивает подход к активизации творческой
деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий, научении слушателей решению
проблемных задач.
Слайд 17Стратегии активного обучения
Круглый стол (дискуссия, дебаты)
Характерной чертой «круглого стола»
является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Основной целью проведения
«круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Слайд 18Стратегии активного обучения
Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)
оперативный метод решения
проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения
предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Слайд 19Стратегии активного обучения
Деловые и ролевые игры
– форма воссоздания предметного
и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий
профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.
Слайд 20Стратегии активного обучения
Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
Метод анализа
конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это
педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.
Слайд 21Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, case-study), дает возможность изучить сложные
или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в
реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения.
Стратегии активного обучения
Слайд 22Стратегии активного обучения
Мастер класс-это главное средство передачи концептуальной новой идеи
своей (авторской) педагогической системы.
Слайд 23Существуют и другие виды активного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево
решений», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа
и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения.
Слайд 24Круглый стол, дискуссия, дебаты
Метод активного обучения, одна из организационных форм
познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую
информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Слайд 25Стратегия «Фишбоун»
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость».
В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте.
На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин.
Слайд 26Заключение
Развитие мыслительных способностей школьников -актуальная проблема, в решении которой
помочь призваны стратегии активного обучения.