Слайд 1Автор: Федоренко Владимир Павлович,
учитель начальных классов
Коммунального учреждения
«Общеобразовательная школа І-ІІ
ступеней №44 г.Енакиево»»
Формирование
универсальных учебных действий
в начальной
школе
В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений
сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж. Пиаже, А. Перре-Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения — знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности.
Со времен Л.С. Выготского, выдвинувшего и обосновавшего положение «обучение ведет за собой развитие», в отечественной психологии и педагогике в качестве нормативно-желаемого образца всегда признавалось развивающее обучение.
Слайд 4 Проблемно ориентированное развивающее образование
наиболее полно представлено в концепции
Л.В. Занкова (1990), получившей широкое распространение именно в начальной школе.
Развивающие возможности обучения по системе Занкова связаны с усложнением программ обучения за счет увеличения удельного веса теоретических знаний и объема информации; особой организацией информационной основы деятельности учащихся; индивидуализацией обучения,
предполагающей различные варианты компонентов дидактической системы в зависимости от уровня развития интеллекта.
Личностно ориентированное развивающее образование
(В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская) ставит своей целью обеспечить развитие каждого ребенка с учетом
его индивидуальных особенностей и личностного профиля. Особое внимание уделяется интеграции уникального и неповторимого субъектного опыта каждого ученика, сложившегося в его реальной жизнедеятельности, на основе усваиваемых научных понятий.
Слайд 5В смысловой педагогике вариативного развивающего образования
А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов,
В.Е. Клочко, Е.А. Ямбург,
В.Э. Мильман, И.В. Абакумова) целью образовательного
процесса выступает многомерное системное развитие смыслового сознания, обретение личностных смыслов. Отличительная особенность смысловой педагогики — направленность на формирование мотивационно-смысловой стороны учебной деятельности.
Системно-деятельностный подход
основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Концепция развивающего образования была теоретически обоснована и развита в трудах Л.С. Выготского. Он рассматривал обучение как движущую силу развития.
Слайд 6Теоретико-методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной
школы
в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать
культурно-исторический системно-деятельностный подход
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся.
Слайд 7Лев Семенович Выготский —
известный русский психолог начала XX века,
который связал психологию с педагогикой.
Его новаторские идеи и концепции
в педагогике
и психологии намного опередили время.
Изучая развитие детей, ученый создал или развил несколько направлений в психологической педагогике: педологию и коррекционную педагогику.
Слайд 8Даниил Борисович Эльконин
(1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления
в детской и педагогической психологии.
Давыдов Василий Васильевич
(1930-1998 )-выдающийся психолог
и педагог.
Слайд 9Асмолов Александр Григорьевич
родился 22 февраля 1949 г.
Окончил факультет психологии
МГУ в 1972 г.
Кандидат психологических наук, доктор психологических наук.
Профессор.
Слайд 10Значение универсальных учебных действий
для обеспечения готовности ребенка к обучению в
школе
Слайд 11Значение универсальных учебных действий
для успешности обучения в начальной школе
Слайд 12
Универсальные учебные действия
представляют собой целостную систему, в которой происхождение
и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с
другими
видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Слайд 13Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить
нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить
три вида личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Слайд 14Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
К ним
относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся,и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Слайд 15Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и
решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
—
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Слайд 16Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и
решение проблемы.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Слайд 17Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей,
партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в
диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 18Карта мониторинга уровня развития
универсальных учебных действий обучающихся 1-4 классов
Слайд 19Карта мониторинга уровня развития
универсальных учебных действий обучающихся 1-4 классов
Слайд 20Карта мониторинга уровня развития
универсальных учебных действий обучающихся 1-4 классов
Слайд 21Карта мониторинга уровня развития
универсальных учебных действий обучающихся 1-4 классов
Слайд 22Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного
процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и
основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Основные этапы реализации методологии и технологии
формирования универсальных учебных действий в начальной школе:
• Выделение цели формирования универсальных учебных действий, их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся.
• Определение ориентировочной основы каждого из универсальных учебных действий, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся при его реализации.
• Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия (сорегуляции с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).
• Нахождение конкретных форм универсального учебного действия применительно к каждому учебному предмету, описание свойств действия. Определение связей универсальных учебных действий с содержанием предметных дисциплин.
• Создание системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы
(П.Я. Гальперин), решение которых обеспечивает формирование заданных свойств универсальных учебных действий.
• Создание учебников нового типа, реализующих технологию формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине, а также разработка соответствующих
учебно-методических пособий для учителей
Слайд 23Литература
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе :
от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. —
М. : Просвещение, 2008. — 151 с. : ил. — ISBN 978-5-09-019148-7.