Слайд 1Формы и методы организации индивидуально-группового занятия с учащимися группы учебного
риска
Подготовила: Вакульская И.Н.
Слайд 2 «Группа риска» - это категория детей, которая в
силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным
внешним воздейст-виям со стороны общества и требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
Для учащихся "группы риска" характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни.
Слайд 3
систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляют фронтальная, индивидуальная
и групповая работа
Они отличаются друг от друга количеством учащихся и
способами организации работы.
Слайд 4Индивидуальная работа
В коррекционной работе с учащимися «группы
риска» предпочтительна индивидуальная форма работы.
Индивидуальная работа с учащимися
отнимает достаточно много времени для его организации, проведения, но результат стоит того. Зная своих учеников, учитель может подобрать соответствующие задания, форму проведения уроков, внеклассные занятия. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности.
Однако индивидуальная форма организации имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя .
Этот недостаток компенсирует групповая форма деятельности учащихся.
Слайд 5Групповая работа
А если ребенок в силу своих психологических особенностей не
может пока публично выступать?
При совместной деятельности проявляется, в первую очередь,
активность учащихся в малых группах – там им комфортнее.
Первым важнейшим шагом к групповой работе является самоопределение учащихся.
По мере втягивания учащегося в процесс самоопределения, начинают разворачиваться процессы ИССЛЕДОВАНИЯ групповой СИТУАЦИИ и ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ задачи, поставленной перед группой. Учащиеся оценивают возможности друг друга. Прикидывают наилучшие варианты взаимодействия и распределения позиций в группе. Смысл групповой работы здесь – развернуть как можно больше подходов к работе над достижением поставленной цели и критически оценить каждый из них.
Слайд 6Работа в группе
На первом этапе учитель распределяет детей в группы
так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в
группах учитель распределяет сам.
При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''.
При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый.
При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.
Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.
Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.
Слайд 7
Индивидуально-групповые занятия направлены на
повышение качества знаний учащихся,
предупреждение неуспеваемости,
развитие
мотивации учащихся,
удовлетворение интересов учащихся с повышенной мотивацией.
Слайд 8
Индивидуально – групповые занятия могут быть двух видов:
индивидуально – групповые
занятия с постоянным составом обучающихся в течение всего учебного года.
Наполняемость группы не более 15 человек.
индивидуально групповые занятия со сменным составом (количество уч-ся не регламентировано).
Слайд 9
Индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между
членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи.
Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.
Успех работы в группах зависит от умения учителя комплектовать группы, организовывать работу в них, распределять свое внимание так, чтобы каждая группа и каждый ее участник чувствовали заинтересованность педагога в их успехах, в нормальных и плодотворных межличностных взаимоотношениях.
Слайд 10
Что положительного дает индивидуально-групповая форма работы учащихся?
Во-первых, на таких занятиях
возникает атмосфера соревновательности, раскованности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах
своей работы.
Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.
В-третьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.
В-четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.
В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.
В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
Учащиеся обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих умений сотрудничества друг с другом, помогать и принимать помощь.
Это очень важно для социализации личности и формирования гуманистического мировоззрения.
Слайд 11Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности
Можно выделить технологическую цепочку
разработки формы групповой деятельности учащихся:
Определить цели и задачи урока:
какие знания
учащиеся должны усвоить;
какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;
какие качества будут проявлять;
какие чувства будут выражать;
как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.
Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.
Продумать методы создания групп.
Выбрать помощников (руководителей групп).
Определить этапы работы групп.
Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития аналитических умений по следующему образцу:
Слайд 12Метод проектной деятельности
Выбор своей индивидуальной темы
Начинается со знакомства и рекламы
темы (уже выбранной учителем)
Учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства
с темой – на любой вкус
Дети выбирают направление или по аналогии предлагают своё, или откладывают свой выбор на завтра
Результат: выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы)
Слайд 13Этапы проектной деятельности
Пример проектов по теме «Школа»
Мероприятия
Инсценировки коротких рассказов
о школе
Викторина «Наша школа»
Показ моделей возможной школьной формы
Поделки
Учебные пособия
Выставка рисунков «Школа будущего»
План школы будущего
Информационные проекты
Страницы своего учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)
Рекламный проспект своей школы «Приходите к нам учиться»
Видеофильм «Моя школа»
Рассказ о переносе во времени современного школьника в школу прошлого.
Исследования
Сколько времени уходит на выполнение домашнего задания?
Что такое «хорошая школа»?
Решения проблем
Как улучшить свою память
Как наладить отношения с одноклассниками
Как начать лучше учиться
Как найти книгу в школьной библиотеке
Слайд 14Из проекта нового стандарта для начальной школы
Математика. Рекомендации по внеурочной
деятельности учащихся
Внеклассная проектная деятельность
Тема: Математические развлечения
Подтемы:
Игры с числами
Логические задачи
Старинные
задачи
Логические игры
Невозможные рисунки
Магические квадраты
Фокусы с числами
Проект
Конкурс математических развлечений
Энциклопедия математических игр
Математический праздник
Слайд 15Метод исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность это один из мощных инструментов по
формированию творческих способностей школьников.
Актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву
для привлечения ребёнка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.
При проведении детьми учебных исследований
очень важны в образовательном плане такие
методы, как наблюдение и эксперимент.
Слайд 16
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения.
Следует не
давать прямых ответов, а необходимо натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения,
размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.
Слайд 17План работы:
Тема исследовательской работы.
Как будет называться мое исследование?
Введение.
Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?
Цель.
Что я хочу
исследовать?
Гипотеза исследования.
Для чего я хочу провести исследование?
Задачи исследования.
Дата и место проведения моего исследования.
Методика работы.
Каким образом я проводил исследование?
Описание работы.
Мои результаты исследования.
Выводы.
Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.
Использованная литература.
Приложение.
Слайд 18Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В
отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для
каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.