Слайд 1Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум
имени Героя Советского Союза
В.В.Орехова»
Методические рекомендации
Игровые технологии в работе с обучающимися с ОВЗ
2019 г.,
Комсомольск-на-Амуре
обучающихся с ОВЗ,
социально-педагогическое,
Калинина Светлана Борисовна,
преподаватель истории и обществознания
Слайд 2Введение
На современном этапе развития системы образования в России происходят коренные
изменения как в содержании образования, так и в методической составляющей:
на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся. В этих новых условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий.
При работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, могут и должны применяться особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, учебной мотивации.
Слайд 3«Игровые педагогические технологии» -группа методов и приемов организации педагогического процесса
в форме различных педагогических игр.
Технология — от греческих слов technl
(искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).
Слайд 4ИГРА - свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная
на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также
на развитие определенных навыков и умений.
Терминологический словарь современного педагога
ИГРА - это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.
Педагогический словарь
Слайд 5ИГРА - форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические
ситуации; игра является одним из средств активизации учебного процесса, способствует
умственному развитию. Характерной особенностью игры является ее двуплановость: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными сопутствующими обстоятельствами. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально приподнятой обстановки, облегчающей усвоение материала, оказывающей внушающее воздействие.
Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика
Слайд 6Учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на
личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
- ориентационную (учит ориентироваться
в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Слайд 7Структура игровой деятельности:
– образовательная задача;
– игровые действия;
– правила игры;
– результат.
Слайд 8Классификация игр по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических
целей игры:
игры для изучения нового материала;
игры для закрепления;
игры для проверки
знаний;
обобщающие игры;
релаксационные игры - паузы.
Слайд 9Виды игр по содержанию:
а) Игры – упражнения - используют при
закреплении материала, проверке знаний. Пример: «Пятый лишний».
б) Игра –
поиск
в) Игры – соревнование - конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д.
г) Сюжетно – ролевые игры – обучающиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким содержанием, соответствующим определенным задачам – это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др.
д) Познавательные игры - путешествия.
Слайд 10Общие принципы и правила работы с обучающимися с ОВЗ:
1. Индивидуальный
подход к каждому обучающемуся.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого
разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Слайд 11Роль игровых технологий при работе с обучающимися с ОВЗ
- усиление
эмоционального восприятия материала;
- приобретение опыта речевого общения;
- освоение лексики, расширение
словарного запаса;
- отработка умений слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения;
- перевод приобретаемых знаний в личностно-значимые, эмоционально-окрашенные.
- развитие эмпатических способностей обучающихся.
Слайд 12Функции игровой деятельности обучающихся с ОВЗ
- развлекательная - развлечь,
доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
- коммуникативная - игры способны
оказать помощь обучающимся с ОВЗ помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками;
- самореализация;
- игротерапевтическая - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическая - выявление отклонений от нормативного поведения, реальное положение обучающегося в коллективе;
- коррекция - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социализация - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Слайд 13Алгоритм реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
дидактическая цель - ставится перед обучающимися в форме игровой задачи
учебная деятельность подчиняется правилам игры
учебный материал используется в качестве ее средства
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
Слайд 14Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого
материала – доступно пониманию обучающихся. В противном случае игра не
вызовет интереса и будет проводиться формально.
Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей.
При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.
При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:
Слайд 154. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен
в использовании.
5. Каждый ученик должен быть активным участником игры.
6. Легкие
и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.
7. Игровой характер при проведении уроков должен иметь определенную меру.
8. В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой
9. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
Слайд 16- игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности
обучающихся;
- игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры
- достижимой, а оформление красочным и разнообразным;
- обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;
- присутствие элемента соревнования между командами или отдельными участниками;
- роль активности обучающихся во время проведения игры;
- воспитательное, познавательное значение игры.
Требования к организации дидактических игр:
Слайд 17Список использованной литературы
Закасовская, И.В. Инновационно-образовательные технологии в обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья /
И.В. Закасовская // В сб. Приоритеты
педагогики и современного образования / Сборник статей II Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор Гуляев Г. Ю. - 2018. - С. 254-257.
Малюга, А.Н. Обзор методов и технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Н. Малюга // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-6. - С. 85-94.
Митькина, Е.И. Игротехники и игротехнологии в схемах и таблицах / Е.И. Митькина // Учебное пособие. – Элекстросталь: Филиал РГСУ, 2012, 72 с. (с. 17)
Осокина, Г.М. Инновационные технологии производственного обучения лиц с особыми образовательными потребностями (из опыта работы) / Г.М. Осокина / Сб. Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества // Материалы Межрегиональной научной конференции / Под ред. Г. Ю. Лизуновой. - 2018. - С. 487-494.
Пикун, А.Г. Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ / Пикун А.Г. // Молодой ученый. -2017. - № 48 (182). - С. 208-210.
Соломахина, Т.Н. Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология / Т.Н. Соломахина, И.М. Михалева, Е.В. Шевченко. - Молодой ученый. - 2017. - № 16 (150). - С. 498-500.