Слайд 1Имиджирование образовательных учреждений с использованием информационных технологий
Слайд 2Причины реорганизации экономического поведения ОУ:
изменение российской макросреды привело к изменению формы
финансирования - бюджетное сменилось смешанным, в котором все большую роль
занимает зарабатывание денег на рынке образовательных услуг
Руководство образовательных учреждений вынуждено заняться изучением спроса и продвижением своих образовательных услуг, искать другие коммерческие источники.
Успешность каждого образовательного учреждения сегодня, его конкурентоспособность, востребованность на рынке образовательных услуг определяется не только качеством обучения и воспитания в нем, но и эффективной системой коммуникации на рынке образовательный услуг.
Слайд 3Использование маркетинговых коммуникаций
С их помощью осуществляется процесс передачи информации об образовательном учреждении,
оказываемых им услугах, их качественных показателях различным целевым аудиториям: родителям, представителям
органов управления образованием, исполнительной власти, средствам массовой информации.
К основным инструментам маркетинговых коммуникаций относятся различные средства представления учреждения и результатов его деятельности: рекламная печатная продукция, пресс-релизы, статьи и реклама в СМИ (интернет), акции, проведение выставок и участие в них и др.
Слайд 4Использование маркетинговых коммуникаций
В рамках этого процесса каждое образовательное учреждение получает возможность
позиционировать себя, продемонстрировать свою индивидуальность, которая транслируется через определенный стиль
и уникальный набор признаков, по которым ОУ быстро и безошибочно распознается потребителями образовательных услуг.
Именно позиционирование, как маркетинговая стратегия, позволяет учреждениям образования занять выгодное положение в сознании и психологии профессионального сообщества и потребителей, и с другой стороны помогает произвести внешнюю оценку качества образования.
Слайд 5Для успешного позиционирования на рынке образовательных услуг особое внимание учреждениям необходимо
уделять формированию привлекательного имиджа, бренда и позитивной репутации.
Слайд 6
Для создания объективного образа образовательного учреждения необходим постоянный обмен реальной
информацией, доступный для всех участников образовательного процесса и общественности.
Такую
коммуникативную функцию может выполнять сайт образовательного учреждения.
Слайд 7Зачем мы вступаем в коммуникацию?
Вне зависимости от
средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы:
предупредить других людей
информировать других людей
объяснить что-либо
развлечь
описать что-либо
убедить кого-либо
Слайд 8Последовательность получения сообщения
Мысль
(содержание сообщения)
Декодирующий механизм языка
Мысль
(содержание сообщения)
Кодирующий механизм
языка
Текст
Слайд 9Понимание зависит :
от качества содержания
от знания языка
от адекватности и грамотности
текста,
от особенностей восприятия адресата
Слайд 10Понимание зависит :
от похожести текста на прежде знакомые помогает опознанию
содержания в целом и, таким образом, способствует пониманию и осмыслению.
в то же время уровень сложности текста должен быть не слишком низким (в этом случае будет недостимуляция), но и не слишком высоким (в этом случае возможна перестимуляция).
Слайд 12Индивидуальность ОУ – основа для формирования имиджа
Индивидуальность образовательного учреждения
составляют:
во-первых, официальные, «опознавательные» характеристики, своеобразный «паспорт» учреждения (место расположения, название,
вид и т. д.);
во-вторых, совокупность особенностей и ресурсов учреждения. Это кадровые, образовательные, исторические особенности и ресурсы (традиции); организационно-правовые, информационные ресурсы; экономический потенциал;
в-третьих, образовательные программы, технологии, подходы к обучению и воспитанию, рейтинг в образовательном сообществе, информация, уровень и качество руководства, особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса и многое другое.
Слайд 13Имидж учреждения
Это уникальный набор ассоциаций, мнений и чувств, существующий у потребителей образовательных
услуг, представителей педагогического сообщества по отношению к данному учреждению.
Имидж учреждения — очень
разноплановый, эмоционально-окрашенный, зачастую поверхностный его образ, который складывается в сознании людей, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума.
Слайд 14Имидж
В психологии имидж трактуется как «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий
в массовом сознании»[1].
Маркетолог Ф. Котлер определяет имидж как «восприятие
компании или её товаров обществом».
«Имидж объекта – это мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе), возникшее в психике – сфере сознания и/или в сфере подсознания определенной (или неопределенной) группы людей на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного с целью возникновения аттракции – притяжения людей к данному объекту»[2].
[1] Петровский А. В., .Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.
[2] Панасюк А. Ю. Формирование имиджа. М.: Омега-Л, 2007.
Слайд 15Центральным понятием в анализе цели формирования имиджа является аттракция[1].
В
основе механизма аттракции лежит известная в биологии стратегия поведения любого
живого существа – стремление к максимизации наград и к минимизации наказаний. Суть этой стратегии:
человек (иной живой организм) всегда стремится туда и к тому, где и от кого он получает «награды» в виде положительных эмоций, чувства приятного, ощущения удовлетворения потребностей;
человек всегда стремится избегать ситуаций и объектов, от которых он получает «наказания» в виде отрицательных эмоций, неприятных ощущений, неудовольствия, неудовлетворения потребностей.
[1] Аттракция – (от франц. «attraction» - притяжение и лат. «attacho» - притягиваю к себе) вольное или невольное (последнее - чаще) психологическое притяжение человека к какому-либо объекту или к ситуации.
Слайд 16Имидж
Имидж – это наиболее экономный способ порождения и распознавания сложной
социальной действительности. Это всегда символический образ объекта, основанный на результатах
обработки информации.
Наш имидж, как картинка нас в глазах других, в ряде случаев становится важнее нас самих.
Слайд 17Имидж образовательного учреждения
Потенциальный потребитель хочет узнать из рекламы не только
то, чему его будут учить и какую специальность он получит,
но и какова будет выгода и его место на рынке труда после инвестирования денег в образование, а также почему именно в этом образовательном учреждении ему следует учиться.
Слайд 18Имидж
Соответствие между представлением, которое учреждение хочет создать о себе у
потенциального клиента, и представлением об учреждении, которое существует у потенциального
клиента.
Слайд 19
У данного определения есть две выраженные части :
активные
действия учреждения по формированию и адекватному восприятию своего «лица»;
собственно «отражение» лица учреждения в «зеркале» клиента.
При этом, естественно, представления учреждения о себе и представления клиента об учреждении могут не только не совпадать, но и быть крайне далеки друг от друга.
Слайд 20Последовательность создания имиджа
Определение реальных характеристик организации - выделение всех достоинств
и недостатков учреждения.
Выделение типичного круга потребителей, то есть определенного
сегмента на рынке образовательных услуг.
Выделение достоинств, важных для типичных клиентов.
Формирование социальных характеристик учреждения, которые привносятся самой организацией в общественное мнение.
В конечном счете, это приводит к формулированию миссии
Слайд 21Миссия университета американской корпорации "Моторола"
приоритетами корпорации в бизнесе являются технологии
и продажи
"Быть катализатором изменений и непрерывного улучшения обеспечения целей корпорации.
Мы гарантируем нашим клиентам наилучшие ценности, самое передовое обучение, образовательные решения и системы для развития лучшей мировой рабочей силы".
Слайд 22Высокая репутация ОУ в России
стаж и опыт работы в сфере
образования;
известность в профессиональных кругах и среди общественности;
репутация руководителя
организации, профессионализм руководства;
перспективы профессионального развития образовательного учреждения;
востребованность выпускников на рынке труда, уровень их зарплаты и карьерного продвижения;
Слайд 23Факторы, важные для потребителя
Уровень будущей заработной платы, уровень стипендии в
процессе обучения, возможность снижения оплаты, бесплатность или льготный порядок приобретения
различных услуг (медицинского обслуживания, отдыха, получения дополнительных знаний и специализации и др.)
Будущее высокое профессиональное и социальное положение, общественное признание, престижность образовательного учреждения, известность научно-педагогических кадров
Перспективы международных интеллектуальных связей, возможности общения с иностранными студентами и преподавателями, обучение и прохождение практики за рубежом, международное признание диплома образовательного учреждения или получение сразу двух дипломов(отечественного и иностранного), соответствующие возможности трудоустройства
Слайд 24Факторы, важные для потребителя
Высокий уровень знаний, приоритет активных методов обучения,
индивидуальный подход к обучающимся, возможность личного выбора программ, изучаемых курсов
и участие в их формировании, уровень кадрового, учебно-методического, библиотечного, программного, технического, коммуникативного обеспечения
Соответствие требованиям предпочитаемого стиля жизни: самостоятельность, независимость, уверенность в завтрашнем дне, интересное окружение, возможности культурного и профессионального роста, самовыражения, досуга, отдыха, решения других проблем личности
Слайд 25Составляющие имиджа
отношение сотрудников организации к обучающимся;
уровень профессионализма, известности преподавателей,
их требовательность;
мнение студентов об организации учебного процесса, уровне преподавания;
территориальное местонахождение, внешнее и внутренне оформление заведения;
профессионализм работы руководства со средствами массовой информации в продвижении своих услуг;
открытость и интегрированность учебного заведения.
Слайд 26Важно
Говоря об имидже, необходимо иметь ввиду, что у него всегда
есть две стороны - одну определяет отношение к нему внешних
аудиторий, которым собственно адресован данный имидж, и другая - данный имидж в представлении самого носителя имиджа, а именно учебного заведения.
Первый вывод, если мнения сторон совпадают - эффект (общественный и коммерческий) получается положительным, если существует диссонанс между мнениями желаемый результат не достигается.
Вывод второй, профессиональный подход к формированию желаемого имиджа учебным заведением должен строится на полномасштабном и всестороннем изучении аудитории, которой данный имидж адресован.
Слайд 27Адресные группы
Внешний имидж
Родители абитуриентов
Абитуриенты
Работодатели
Незанятое население
Внутренний имидж
Сотрудники учреждения
Слайд 29Необходимые требования к сайтам:
Визуально привлекательный образ
Ориентация на адресную аудиторию
Удобная
навигация по сайту
Грамотная «раскрутка»(большое количество кодовых слов для поисковых систем)
Постоянное
обновление;
Информация формирующая эффективный имидж образовательного учреждения