Слайд 1Информационно – образовательная среда как фактор повышения качества профессиональной подготовки
студентов
Автор:преподаватель специальных дисциплин
Сысоев Вадим Александрович
Слайд 2Актуальность
Цели и задачи современного образования переключились с простого усвоения знаний
на формирование компетентности по всем отраслям преподаваемых дисциплин, развитие личности
студента и обучающегося, способного, использовать полученные знания, самостоятельно профессионально развиваться, внося вклад в развитие своей страны.
В своём послании Федеральному собранию в ноябре 2010 года президент РФ Медведев Д.А. одним из пунктов построения образования будущего обозначил использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов.
Требования нового ФГОС: эффективность учебно - воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно - образовательной средой (ИОС)—системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Именно ИОС является – важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования.
Слайд 4Проблемы
Как повысить качество знаний по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной
деятельности»?
Какие условия создать, для создания мотивации к дальнейшему изучению И.Т
?
Какие эффективные методы работы на уроке и внеурочной деятельности использовать?
Какие условия создать для реализации стандарта, повышения качества профессиональной подготовки студентов, повышения мотивации к профессионально - трудовой деятельности и развитие умений к самостоятельной деятельности?
?
Слайд 5Цель проекта
Создание информационно-образовательной среды способствующей повышению качества профессиональной подготовки студентов
Слайд 6Задачи
Создание информационно образовательной среды.
формирование и развитие профессиональных и ИКТ компетенций;
вырабатывать
умение самостоятельно решать проблемную ситуацию;
повышение мотивации к профессионально-трудовой деятельности студентов
выбранной специальности;
мониторинг результатов освоения дисциплины;
развитие познавательных и творческих способностей студентов;
вырабатывать умение работы с информацией: ориентироваться в дополнительной литературе, использовать Интернет-ресурсы; развивать интерес, связанный с потребностью получения информации;
Слайд 7Объект исследования
Предмет исследования
Студенты I,II курсов специальности 101101 «Гостиничный сервис»
Информационно –
образовательная среда (ИОС)
Слайд 8Гипотеза
Создание информационно-образовательной среды будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки студентов
Слайд 9План поэтапной реализации проекта
Слайд 10Предполагается качественное изменение образовательной среды;
Будет создана эффективная информационная среда предмета;
Будут
созданы условия для повышения качества образования;
Будут достигнуты планируемые результаты освоения
основных образовательных программ;
Снизится заболеваемость учащихся, повысится успешность в обучении;
Будут созданы цифровые коллекции образовательных ресурсов;
Повысится активность и мотивированность учащихся;
Достижение состояния психофизического комфорта;
Планируемые результаты проекта
Слайд 11I этап информационно – аналитический (сентябрь 2009-2010г.)
Сбор и анализ информации
по данной теме;
анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы;
решения исследуемой проблемы передовыми
учителями и методистами;
поиск свободно распространяемого программного обеспечения (СПО) и различных тестовых оболочек;
анкетирование обучающихся и студентов.
Слайд 12Эксперимент
В качестве эксперимента влияния новой ИОС на качество профессиональной подготовки
студентов провожу сравнительный анализ в группах гостиничный сервис (2008-2010г )выпуск
по старому ФГОС и экспериментальной группой гостиничный сервис (2010-2012г) выпуск по новому ФГОС с начавшей создаваться новой ИОС предмета.
Гостиничный сервис (2008-2010г)выпуск по старому ФГОС
Гостиничный сервис (2010-2012г)выпуск по новому ФГОС с начавшей создаваться новой ИОС. (экспериментальная группа)
Слайд 13Анкетирование
Приложение № 1 (материалы анкеты)
Слайд 14II этап практический
создание ИОС (сентябрь 2010 - 2012 г.)
Выбор
приемов и методов для осуществления данной цели;
использование активных педагогических
технологий;
Реализация методики развития мотивации к обучению учащихся с использованием ИКТ;
расширение интерактивных электронно-образовательных ресурсов ЭОР (презентации, электронные книги);
большая реализация свободного программного обеспечения под различные нужды обучающихся и студентов;
подбор программной оболочки для различных тестов на проверку уровня знаний, а также уровня мотивации;
занесение тестов в данные оболочки;
для повышения уровня мотивации использую программы 3D моделирования для групп гостиничного сервиса (создание проектов гостиниц в 3D модели);
создание коллекции видеоматериала
изучаю здоровьесберегающие технологии и реализую их на уроках;
для активных студентов и обучающихся реализую работу кружка «Компас» по И.Т;
Слайд 15Система информационно-образовательной среды (ИОС)
Система ИОС имеет следующую иерархию: единая ИОС
страны, единая ИОС региона, ИОС образовательного учреждения, предметная ИОС, ИОС
учебно-методического комплекса (УМК), ИОС компонентов УМК, ИОС элементов УМК.
Учитель формирует предметную образовательную среду,
Предмет исследования
Слайд 16Компоненты (подсистемы) ИОС
Системно-структурная организация ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих компонентов
(подсистем)
Слайд 18Классификация КСО по решаемым педагогическим задачам
По решаемым педагогическим задачам компьютерные
средства обучения можно подразделить:
Слайд 19Информационно – образовательные ресурсы ИОС
информационно-образовательные ресурсы:
нормативно-правовая база учреждения,
мои должностные инструкции
и функциональные обязанности,
Рабочая программа,
федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС
система внутреннего
мониторинга качества образования,
система внутреннего административного контроля,
система повышения квалификации педагогических работников и методической работы ,
система дистанционного образования педагогов и студентов,
расписание уроков и элективных курсов по выбору учащихся, расписание индивидуально-групповых занятий,
журналы групп и журналы элективных курсов и др.,
Интернет-ресурсы;
Слайд 20Современные средства коммуникаций
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных
им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую
очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы.
С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония.
Слайд 21Современные средства коммуникаций
Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях
существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об
информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Слайд 24Трудности реализации проекта
Большие временные и ресурсные затраты
Большинство программного обеспечения -
платное (дополнительные финансовые издержки)
Слайд 26III этап мониторинг,анализ результативности проекта
Контроль и анализ результатов
распространение
опыта
Слайд 27Сравнительный анализ качества знаний по дисциплине
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
в группах гостиничный сервис.
Слайд 28Сравнительный анализ среднего балла по дисциплине
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
в группах гостиничный сервис
Слайд 30Данные о трудоустройстве выпускников
Слайд 31Вывод
Проанализировав мониторинг качества знаний, данные анкетирования, творческие работы обучающихся, активное
участие в различных мероприятиях, можно сказать, что гипотеза проекта подтверждена
Слайд 32Распространение опыта
Выступление с данным проектом в лаборатории методики воспитательной работы,
на заседаниях предметно-цикловых комиссий специальных дисциплин
Размещение материала на различных страницах
педагогических сайтов в сети Интернет.
Слайд 33Информационные ресурсы
Абрамов, М.Г. Человек и компьютер : от HOMO
faber к Homo informaticus / М.Г. Абрамов // Человек. –
2000. – № 4.
2. Балл, Г.А. Теория учебных задач : Психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл. – М. : Педагогика, 1990. – 184 с.
3. Богдан, Г.Ю. Новые информационные технологии как фактор повышения квалификации преподавателей колледжа : дис. … канд. пед. наук / Г. Ю. Богдан. – Челябинск, 2003. – 174 с.
4. Брановский, Ю.С. Информационная технология в обучении студентов гуманитарных факультетов / Ю.С. Брановский, В.А. Шаповалов // Педагогическая информатика. – 1993. – № 1. – С. 49-53.
. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход : метод. пособие / А.А. Вербицкий. – М. : Высш. шк., 1991. – 207 с.
Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования : Проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. – М. : Педагогика, 1987. – 264 с.
Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М. : Академия, 2003. – 192 с.
Интернет-порталы: содержание и технологии. сб. науч. ст. / редкол.: А.Н. Тихонов (пред.), В.Н. Васильев, Е.Г. Гридина, А.Д. Иванников, А.М. Кондаков, Г.А. Краснова, В.В. Радаев/ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: Просвещение, 2003. - Вып.2. - 499 с.
Махмурян, К.С. Новые зарубежные технологии и примеры оценивания достижений студентов / К.С. Махмурян // Преподаватель. – 1999. – № 2-3. – С. 17-19.