Слайд 1Интеграционная модель образовательной среды
Критерии экспертизы образовательной среды
Слайд 2
Авторское педагогическое видение
образовательной среды
Создания
системы педагогического сопровождения школьников,
обеспечивающей самоопределение
и самореализацию учащихся в условиях дальневосточного региона и стран АТР
Слайд 3Закономерности социального взросления человека
Чем более социальное партнерство становится нормой для
общественных отношений в школьном сообществе, тем более создаются благоприятные условия
для овладения школьниками способностью к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства.
Чем более в образовательном учреждении будут созданы условия для персонификации личности человека, тем более школьники успешно сформирует свою гражданскую идентичность в процессе социального взросления.
Чем более процесс взаимодействия детей со значимым другим (педагогом) будет происходить в их «зоне ближайшего развития», тем более персонификация личности будет ускорять процесс обретения школьниками способности к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства.
Слайд 4Способность к интеграции в мир общественных отношений на правах участника
социального партнерства
Мир поликультурен, поли…
умение предвидеть возможные последствия от совершенного или
только спланированного социального поступка,
критическое мышление,
толерантность,
гражданское долженствование,
ответственность
и др.
Слайд 5Обретение личностью перечисленных выше гражданских новообразований осуществляется при соблюдении в
общении с ним принципов социального партнерства, среди которых можно отметить:
признание
человека субъектом общественных отношений, т.е. признание участниками общественных отношений его обособленности, самостоятельности и правоспособности;
признание за человеком как субъектом общественных отношений права на свободный выбор;
добровольное признание человеком своей обязанностью сохранение обособленности, самостоятельности и правоспособности другого субъекта общественных отношений;
добровольное признание человеком за другим субъектом общественных отношений права на свободный выбор; и т.д.
Данные принципы могут рассматриваться частью ценностного поля культуры гражданского общества. Соблюдение участниками общественных отношений принципов социального партнерства обеспечивает сохранение паритетности интересов в гражданском обществе.
Слайд 6
ОБОСОБЛЕННОСТЬ
– родовая черта человека,
формирующаяся в процессе
индивидуализации в виде
«образа Я» и жизненного
проекта.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
– родовая черта человека,
основанная
на его праве быть субъектом своих
действий,
проявляется в деятельности.
ПРАВОСПОСОБНОСТЬ
– родовая черта человека,
выраженная в его право-вой защищенности со стороны «системного мира» (школы, общества, государства) от посягательства на его
права (возможности)
других субъектов
общественных отношений.
Способность к интеграции в мир общественных отношений
на правах участника социального партнерства
Слайд 7Закономерности социального взросления человека
Чем более социальное партнерство становится нормой для
общественных отношений в школьном сообществе, тем более создаются благоприятные условия
для овладения школьниками способностью к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства.
Чем более в образовательном учреждении будут созданы условия для персонификации личности человека, тем более школьники успешно сформирует свою гражданскую идентичность в процессе социального взросления.
Чем более процесс взаимодействия детей со значимым другим (педагогом) будет происходить в их «зоне ближайшего развития», тем более персонификация личности будет ускорять процесс обретения школьниками способности к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства.
Слайд 8
Я субъект общественных отношений
Я
Я
Я
Я
Я
Я
Целостное самосознание – Н/Ш
Развитие талантов и
способностей
– О/Ш
Формулирование жизненного
Проекта – Ст/Ш
Кризис социальной
субъектности
2
персонизация
персонификация
Гражданственность отражает достижение ребенком гармонии между
личным «хочу» и общественным «надо».
Правосубъектность –авторство ребенка в договорных и правовых
отношениях.
Слайд 9Принципы персонификации
Персонизация.
Ребенок – объект.
Послушность – условие успешности.
Обязан –
должен.
Поймать и наказать.
Персонификация.
Ребенок – субъект.
Право свободного выбора.
Право – должен.
Выявить и помочь.
Слайд 10Закономерности социального взросления человека
Чем более социальное партнерство становится нормой для
общественных отношений в школьном сообществе, тем более создаются благоприятные условия
для овладения школьниками способностью к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства.
Чем более в образовательном учреждении будут созданы условия для персонификации личности человека, тем более школьники успешно сформирует свою гражданскую идентичность в процессе социального взросления.
Чем более процесс взаимодействия детей со значимым другим (педагогом) будет происходить в их «зоне ближайшего развития», тем более персонификация личности будет ускорять процесс обретения школьниками способности к интеграции в мир общественных отношений на правах участника социального партнерства.
Слайд 11Педагог – «значимый другой»
В дошкольный период педагог (родитель) помогает
дошкольнику
приобрести
коммуникативный комфорт с
предметным миром, чтобы
в начальной школе,
став
младшим школьником,
он смог достичь гармонии со
значимым взрослым или
другим ребенком
В начальной школе педагог
помогает младшему школьнику
приобрести коммуникативный комфорт
со взрослым, чтобы он
став подростком, смог достичь
гармонии с социумом сверстников
в основной школе педагог помогает
подростку приобрести коммуникативный
комфорт с социумом сверстников,
чтобы тот в старшей школе смог
обрести гармонию с гражданским
обществом (определиться с
направлением своего профессионального
образования и гражданской позицией
по вопросу участия в жизни местного сообщества);
в старшей школе педагог помогает
старшекласснику приобрести
коммуникативный комфорт с
гражданским обществом для
достижения гармонии со своим
будущим профессиональным выбором
и самоопределением по отношению
к своей малой Родине
в период профессионального обучения
педагог помогает студенту достичь
коммуникативный комфорт со своим
будущим (своей профессией) для
достижения гармонии со своим настоящим
(осмысленным обучением профессии
Слайд 12Образование как система психолого-педагогической поддержки социального взросления школьников предполагает:
определенные цели
и связанные с ними ценностные установки,
субъектов гражданского образования (ребенок,
педагог, школьное и местное сообщества),
субъектные отношения,
формы деятельности ребенка, детского коллектива и педагога,
критерии диагностики результатов гражданского образования у школьников;
учет закономерностей социального взросления человека;
деятельность педагога, направленную на погружение ребенка и детского коллектива в мир общественных отношений с учетом их «зоны ближайшего развития»;
учебную и внеучебную самодеятельность ребенка и детского коллектива в педагогически организованных общественных отношениях.
Слайд 13Ценностные установки
Максимальный учет интересов и потребностей ребенка в социальном взрослении.
Развитие
ребенком самого себя своими усилиями.
Признание свободы, активности и самостоятельности родовыми
чертами человека и факторами его саморазвития.
Соразмерность права свободного выбора социальному опыту ребенка.
Взгляд на самосознание и самодеятельность ребенка как на взаимосвязанные части его автономного мира.
Доверие взрослого к ребенку.
Демократический стиль общения педагога с детьми, на стыке взаимных интересов.
Представление о педагоге как о «значимом другом» ребенка.
Слайд 14Образование как система психолого-педагогической поддержки социального взросления школьников предполагает:
определенные цели
и связанные с ними ценностные установки,
субъектов гражданского образования (ребенок,
педагог, школьное и местное сообщества),
субъектные отношения,
учет закономерностей социального взросления человека;
формы деятельности ребенка, детского коллектива и педагога,
деятельность педагога, направленную на погружение ребенка и детского коллектива в мир общественных отношений с учетом их «зоны ближайшего развития»,
учебную и внеучебную самодеятельность ребенка и детского коллектива в педагогически организованных общественных отношениях,
критерии диагностики результатов;
Слайд 15Субъектные отношения
Паритетность интересов.
Прозрачное правовое пространство.
Нормы не запрещают, а предупреждают.
В общении
не пугать, а помогать.
Слайд 16Образование как система психолого-педагогической поддержки социального взросления школьников предполагает:
определенные цели
и связанные с ними ценностные установки,
субъектов гражданского образования (ребенок,
педагог, школьное и местное сообщества),
субъектные отношения,
учет закономерностей социального взросления человека;
формы деятельности ребенка, детского коллектива и педагога,
деятельность педагога, направленную на погружение ребенка и детского коллектива в мир общественных отношений с учетом их «зоны ближайшего развития»,
учебную и внеучебную самодеятельность ребенка и детского коллектива в педагогически организованных общественных отношениях,
критерии диагностики результатов;
Слайд 17Образование как система психолого-педагогической поддержки социального взросления школьников предполагает:
определенные цели
и связанные с ними ценностные установки,
субъектов гражданского образования (ребенок,
педагог, школьное и местное сообщества),
субъектные отношения,
учет закономерностей социального взросления человека;
формы деятельности ребенка, детского коллектива и педагога,
деятельность педагога, направленную на погружение ребенка и детского коллектива в мир общественных отношений с учетом их «зоны ближайшего развития»;
учебную и внеучебную самодеятельность ребенка и детского коллектива в педагогически организованных общественных отношениях.
критерии диагностики результатов;
Слайд 18Образование как система психолого-педагогической поддержки социального взросления школьников предполагает:
определенные цели
и связанные с ними ценностные установки,
субъектов гражданского образования (ребенок,
педагог, школьное и местное сообщества),
субъектные отношения,
учет закономерностей социального взросления человека;
формы деятельности ребенка, детского коллектива и педагога,
деятельность педагога, направленную на погружение ребенка и детского коллектива в мир общественных отношений с учетом их «зоны ближайшего развития»;
учебную и внеучебную самодеятельность ребенка и детского коллектива в педагогически организованных общественных отношениях;
критерии диагностики результатов;
Слайд 19Критерии диагностики результатов
4 классы (сент. 2008)
Слайд 20Критерии диагностики результатов
5 классы (сент. 2008)
Слайд 22Предметная составляющая интеграционной системы
Выражается в классно-урочной системе
Направлена на освоение школьниками
федерального государственного стандарта среднего общего образования (начального основного и полного
среднего уровней образования).
Слайд 23Предметная составляющая интеграционной системы
Ценностно-ориентированные идеи:
установление межпредметных связей с целью повышения
эффективности классно-урочной системы в процессе социального взросления школьников,
выстраивание вертикали обществоведческого
образования с включением в нее специальных учебных курсов гражданской направленности
Учет возрастных физиологических особенностей и социальных интересов школьников.
Слайд 24Предметная составляющая интеграционной системы
Учебное занятие предполагает
деятельность педагога направленную на погружение
ребенка и детского коллектива в мир гражданской культуры с учетом
их «зоны ближайшего развития»,
учебную и внеучебную самодеятельность ребенка, детского коллектива в педагогически организованном гражданском социокультурном пространстве.
Слайд 25Проектная составляющая интеграционной модели
увеличение потенциальной возможности образовательной среды в организации
процесса самопознания и обретения школьниками социального опыта на договорной основе
за пределами классно-урочной системы достигается путем создания разнообразных социальных институтов:
органы детского самоуправления,
аучное общество учащихся,
общественные детские и молодежные объединения,
система дополнительного образования и т.д.,
Слайд 26Проектная составляющая интеграционной модели
каждая ступень школьного образования обладает своими детскими
социальными институтами, которые на последующей школьной ступени усложняются в своей
организации,
школьные социальные институты создаются с учетом возрастных особенностей детей, предполагают соблюдение паритетности интересов и добровольность участия.
Слайд 27Проектная составляющая интеграционной модели
возникновения у школьников потребности к участию в
разнообразных социально-значимых проектах учебной и внеучебной деятельности,
самодеятельности школьников по формулированию
проектных целей и поиску способов их достижения,
презентации школьниками готовых социально-значимых продуктов,
организации общественного признания результатов реализации детских проектов в учебной и внеучебной деятельности на разных уровнях (классного коллектива, школы, местного сообщества и т.д.).