Слайд 2ОБЩЕНИЕ в педагогическом
взаимодействии
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и
развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и
включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека
Слайд 3Стороны общения
Традиционно выделяют 3 стороны общения:
Информативную (обмен информацией);
Интерактивную (выработка
стратегии и координация совместных действий при совместной деятельности);
Перцептивную (адекватное восприятие
и понимание друг друга в процессе общения)
Слайд 4Интерактивная сторона общения
лат. inter (между) + actio (действие)
В
психологии и социологии взаимодействие рассматривается как совместная деятельность, которая представляет
собой организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на воспроизведение объектов материальной и духовной культуры.
Слайд 5 Стратегии межличностных
взаимодействий индивидов
Слайд 7 Интерактивное обучение
Это обучение, погруженное в
общение
Истоки интерактивного обучения можно найти в методах
и приемах работы психотерапевтических групп (Т-группы, гештальт - группы, группы встреч, арт-терапии, психодрамы и др.)
Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс научения происходит в совместной деятельности.
Слайд 8Задачи групповой формы обучения
Конкретно-познавательная задача, которая связана с непосредственной учебной
ситуацией;
Коммуникативно-развивающая задача, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри
и за пределами данной группы;
Социально-ориентационная задача, воспитывающая гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Слайд 9 Функции успешной деятельности
В группе интерактивного обучения должны осуществляться две
основные функции, необходимые для успешной деятельности:
Решение поставленных задач (учебных,
поведенческих и пр.);
Оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы
Слайд 11 Нормы поведения в процессе
интерактивного обучения
В
совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все - участники;
Каждый член
группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
Следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;
Если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание»( например, «Правильно я понял?..»); только после этого делаются выводы;
Критикуются идеи, а не личности;
Цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой –либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме, и т.д.
Слайд 13 Примеры организации
учебных взаимодействий
Учебная пара (диада).Постоянного и сменного состава.
Групповая
работа в тройках (триада).
Малые группы
Учебные четверки (квартеты).
Групповая работа в пятерках, шестерках, семерках.
Слайд 14 Организация учебного
пространства
Диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом
к лицу:
Слайд 15 Парная работа
Последовательный пересказ друг
другу определенной части учебного материала;
Взаимопроверка проделанной работы;
Работа в режиме интервью
(ответы на заранее подготовленные вопросы).
«Хоровод»
Слайд 16Учебная деятельность
в триадах
Большая коллегиальность,
аргументированность (за счет большого числа возникающих идей);
Большая контактность и лабильность
группы;
Рефлексивность (за счет появления третьего лица) как новообразование в работе группы.
Слайд 17 Обучение в малых группах :
учебные
четверки
Слайд 18Организация работы в пятерках
Сначала проблема обсуждается внутри группы из пяти
человек. Каждый участник к концу обсуждения должен иметь общий для
данной группы план решения(время 10-15 минут);
Затем первоначальные группы временно распадаются; организуются новые, сформированные по принципу»буквенного единства»: А-А-А-А- и т.д.Каждый из участников новой группы предлагает свой путь решения проблемы и знакомится с вариантами других групп. Выбирается общее решение(10-15 минут);
Далее восстанавливаются первоначальные группы. При совместном поиске находится объективное решение проблемы.
Слайд 19 Классификационные параметры
интерактивных технологий
Философская
основа: гуманистическая, природосообразная.
Методологический подход: коммуникативный.
Характер содержания: адаптивно-вариативный.
Вид социально-педагогической деятельности: сопровождения.
Тип
управления УВП: взаимообучение.
Преобладающие методы: диалогические.
Организационные формы: любые.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничества.
Слайд 20 Целевые ориентации
интерактивных
технологий
Активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся.
Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.
Обеспечение понимания
информации, являющейся предметом обмена.
Индивидуализация педагогического взаимодействия.
Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.
Достижение двусторонней связи (обмена информацией) учащего и учащегося.
Самой общей задачей учителя - ведущего в интерактивной технологии является ФАСИЛИТАЦИЯ
(поддержка, облегчение).
Слайд 21 Примеры интерактивных технологий
Развитие критического мышления;
Технология проведения
дискуссий;
Технология « Дебаты»;
Тренинговые технологии;