Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ»
САМИГУЛЛИНА
СВЕТЛАНА РАШИДОВНА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Кагарманова А.И.
Слайд 2 Актуальность выбранной темы заключается в том, что значимость профориентационной
помощи школьникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы – формирование полноценных
граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах.
Слайд 3Цель исследования: выявить условия эффек-тивной работы социального педагога по сопро-вождению
профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы.
Слайд 4Объект исследования – деятельность социально-го педагога по сопровождению профессионального самоопределения
учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования – условия эффективной работы социального
педагога по профессиональ-ному самоопределению старшеклассников.
Слайд 5Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по сопровождению профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной
школы будет эффективной, если:
- подобран диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль
за процессом профессионального самоопределения;
- разработана и внедрена программа профессионального самоопределения старшеклассников, направленная оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а так же возможностями, которые предоставляет человеку общество;
- организована совместная работа с психологом, классными руководителями и учителями-предметниками
Слайд 6Задачи исследования:
- раскрыть сущность и содержание профессионального самоопределения;
- рассмотреть профориентационную
работу среди уча-щихся общеобразовательной школы;
- рассмотреть социально-педагогическую деятельность
в профессиональном
самоопределении учащихся;
- проанализировать опыт работы социального педагога МБОУ СОШ с. Аксеново по профессиональному само-определению учащихся;
- организовать опытную работу по профессиональному самоопре-делению учащихся МБОУ СОШ с. Аксеново Альшеевского района РБ.
Слайд 7Глава 1. Теоретические основы проблемы профессионального самоопределения учащихся
Слайд 8Профессиональное самоопределение - это сложный динамический процесс формирования личностью системы
своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных
и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
Слайд 9Общая цель системы профориентационной работы - подготовка учащихся к обоснованному выбору
профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.
Слайд 10Социально-педагогическая деятельность в профессиональном самоопределении представляет собой вид деятельности, направленный
на оказание помощи учащимся в процессе их профессионального становления посредством
профессионально-ролевой адаптации и самоопределения для входа в профессиональную среду
Слайд 11Глава II. Организация деятельности социального педагога по профессиональному самоопределению учащихся
МБОУ СОШ
с. Аксеново Альшеевского района РБ
Слайд 12Опытная работа проводилась на базе МБОУ СОШ с. Аксеново Альшеевского
района РБ
Слайд 13Главной целью опытной работы является проверка условий, которые в наибольшей
степени способствуют эффективности работы социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Слайд 14Констатирующий этап.
На констатирующем этапе с учащимися была проведена диагностика
профессиональных предпочтений по различным методикам, был определен уровень готовности к
выбору профессии. Полученные данные свидетельствуют о несистематичности, о некоторой неэффективности работы по социально-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения. На это указывают полученные ответы учащихся девятых классов, поскольку многие из них не определились с выбором профиля будущей профессии, о проводимой работе по профориентации некоторые учащиеся даже ничего не знают.
Слайд 15Прогностический этап
Ожидаемый результат: сформированность у учащихся личностной готовности к первичному
профессиональному самоопределению, а именно к выбору профиля обучения в старшей
школе, а также к выбору вида и уровня образования после окончания основной школы
Слайд 16
Формирующий этап
В ходе опытной работы разработана программа профессионального самоопределения старшеклассников.
Цель: подготовка школьников к самоопределению, основанная на учете индивидуальных особенностей
человека, особенностей профессии, возможных изменений требований рынка труда.
Слайд 17На формирующем этапе опытной работы были проведены следующие мероприятия: 4
занятия по профессиональному самоопределению учащихся 9 класса, индивидуальное консультирование, встреча
с представителями высших учебных заведений, выпускниками школы,
Слайд 18оформление профориентационного стенда, выставка литературы, посвященная различным профессиям.
Слайд 19
Заключительный этап
В заключение опытной работы было проведено повторное анкетирование
по методике Ягодкиной, определяющей уровень готовности к выбору профессии, результаты
которой показали, что количество учащихся, определившихся с выбором профиля будущей профессии выросло до 80 %. Также на основе анкетирования было выявлено, что число учащихся, определившихся с выбором учебного заведения выросло до 70%, количество учащихся, определившихся с выбором профиля обучения в 10-11 классов возросло до 95%.
В результате проведенной работы учащиеся 9 класса расширили информационное поле, составили объективное представление о своих возможностях в сфере профессиональных интересов.