Слайд 1Профилактика жестокого обращения с детьми
Социальный педагог МБОУ «СШ №1»
Генералова
Наталья Александровна
Слайд 2Принцип 9
Декларации прав ребёнка
Ребёнок должен быть защищён от
всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Жестокое обращение с детьми-действия
(или бездействие) родителей,
воспитателей и других лиц, наносящее ущерб
физическому или психическому здоровью ребёнка.
Насилие - любая форма взаимоотношений,
направленная на установление или
удержание контроля силой над другим человеком.
Слайд 3Виды насилия над детьми:
физическое - побои, другие формы причинения телесных
повреждений;
психологическое - словесное оскорбление, угрозы, унижения и т.п.;
отсутствие заботы-пренебрежение основными
потребностями ребёнка;
сексуальное - навязанный сексуальный контакт.
Слайд 4Психологическое насилие-эмоционально дурное обращение с детьми
обвинение в адрес
ребенка (брань, крики);
принижение его успехов, унижение его достоинства;
отвержение ребенка;
длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
принуждение к одиночеству;
совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
похищение ребенка;
причинение боли
домашним животным
с целью запугать ребенка.
Слайд 5Влияние на ребенка:
задержка в физическом, речевом развитии,
задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
импульсивность, взрывчатость,
вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);
уступчивость, податливость;
ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
нервный тик, энурез.
Слайд 6Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить
психическое насилие над
ребёнком:
Нежелание утешить ребёнка, который действительно в этом нуждается;
Оскорбление, брань,
обвинение или публичное унижение ребёнка;
Негативная характеристика ребёнка;
Отождествление ребёнка с ненавистным или нелюбимым родственником;
Перекладывание на него ответственности за неудачи взрослых;
Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребёнку.
Слайд 7Отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка
в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре.
Влияние на ребенка:
не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес. Ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
устает, апатичен,
отклонения в поведении, вандализм.
Слайд 8Сексуальное насилие-любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше
его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или
используется
для сексуальной стимуляции.
приглашение или поощрение к прикосновениям сексуального характера;
демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;
сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми);
проституция;
Слайд 9Влияние на ребенка:
ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком
сложные или необычные сексуальные познания или действия;
может сексуально
приставать к детям, подросткам, взрослым;
может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
может жаловаться на физическое нездоровье;
девочка может забеременеть;
ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика.
Если хотя бы на один из этих пунктов есть ответ "да", то необходимо обратиться за помощью.
Слайд 10Физическое насилие - действия или отсутствие действий со стороны родителей
или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье
ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.
Избиения, истязания, сотрясения:
Удары , пинки, пощёчины, толкание,
царапанье, ожоги,укусы,плевки,
удушение, утопление,
применение палки, ремня,
ножа, пистолета и т.д.
вовлечение в употребление наркотиков,
алкоголя.
Слайд 11Медицинские индикаторы
физического насилия над ребенком:
1. Раны
и синяки:
- разные по времени возникновения;
- в
разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
- непонятного происхождения;
- имеют особую форму предмета (например, имеет форму пряжки ремня, ладони, прута).
2. Отказ от медицинской помощи, противоречивые показания о происхождении повреждений.
3. Повторяющаяся госпитализация.
Слайд 12Влияние на ребенка
(поведенческие и психологические индикаторы):
при
повреждении любых органов тела происходит нарушения в органах чувств, задержка
развития, малоподвижность;
дети могут становиться агрессивными, тревожными, что сказывается на их отношении с другими людьми;
могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;
страх физического контакта, боязнь идти домой;
тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.
В подростковом возрасте:
побеги из дома;
суицидальные попытки;
употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Слайд 13Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению
к ребёнку
противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребёнка;
позднее обращение за
медицинской помощью или инициатива исходит от постороннего лица;обвинение в травмах самого ребёнка;
отсутствие обеспокоенности за судьбу ребёнка;
невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребёнком;
рассказы о том, как их наказывали в детстве;
проявление патологических черт( агрессивность, вохбуждение, неадекватность и др.)
Слайд 14Следующие черты характеризуют взрослого человека, не справившегося с травмой насилия
в детстве:
-жестокость, насилие, отсутствие заботы в семье;
-хаотичная или дезорганизованная
семья;
-потеря интереса и неприятие подростка семьей;
- низкое качество общения членов семьи между собой;
-саморазрушающее поведение
Слайд 15ЕСЛИ РЕБЕНОК (ПОДРОСТОК) ГОВОРИТ ВАМ, ЧТО ПОДВЕРГАЕТСЯ НАСИЛИЮ, ТО:
поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве,
особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок;
внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет…";
не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие;
следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.
Слайд 16
Демонстрируйте работу ребенка с положительной ее стороны, вовлекайте его
в дискуссии и т.д.
Вначале ребенок может хотеть, чтобы
ему говорили, что он должен делать и как реагировать, пока он не сможет мобилизовать собственные ресурсы.
Деструктивное и антисоциальное поведение должно быть твердо и постоянно пресекаться.
Обеспечить доступность полезного материала для чтения и художественное творчество – это возможности выразить для ребенка свои чувства.
Слайд 17Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться
творить добро.
В.Сухомлинский.