Слайд 1Презентация по теме «Использование эвристических методов на уроках в начальной
школе как средство развития умственной деятельности»
Автор материала:
Шумилова Наталья Крестьяновна,
учитель
нач. классов,
высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа № 44»
г.Полысаево, Кемеровской области
г.Полысаево, 2015 год
Слайд 2 «Эвристика" происходит от греческого heuresko - отыскиваю, открываю
Значение
термина «эвристика»:
1) научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же
время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует);
2) приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы;
3) метод обучения;
4) один из способов создания компьютерных программ.
Слайд 3Прилагательное "эвристический" произведено от слова эвристика (от эврика - “нашел,
открыл”) - наука о процессах и методах открытия нового
Слайд 4 Эвристические формы занятий:
эвристические уроки,
олимпиады,
погружения,
деловые игры,
очные и дистанционные проекты,
интерактивные формы
обучения,
творческие защиты.
Слайд 5Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения
Эвристический метод
в обучении позволяет педагогу представить учащимся больше самостоятельности и творческого
поиска
Слайд 6При разработке методики формирования творческих способностей посредством эвристического метода учитель
должен учитывать:
а) общий уровень развития ученического коллектива;
б) личностные особенности учащихся;
в)
специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции.
Слайд 7 Задачи учителя:
а) постоянное пополнение запаса знаний учащихся по математике;
б)
развитие общеучебных умений и навыков;
в) развитие творческой самостоятельности учеников;
д) воспитание творческой личности
Слайд 8Виды эвристических методов
(классификация А.В. Хуторского)
оргдеятельностные
когнитивные
креативные
Слайд 9Оргдеятельностные методы:
методы ученического целеполагания и планирования, методы создания образовательных
программ учеников, методы нормотворчества, методы самоорганизации обучения, методы взаимообучения, метод
рецензий, методы контроля эвристической деятельности, методы рефлексии, методы самооценки и рефлексии
Слайд 10Когнитивные методы: метод вживания, родственный с ним метод смыслового видения,
метод образного видения и символического видения, метод эвристических вопросов (Кто?
Что? Где? Зачем? Чем? Как? Когда?), метод сравнения близкий ему метод отличия фактов от нефактов (ищем факты, потом «отличаем» от нефактов), метод эвристического наблюдения, метод эвристического исследования, метод конструирования понятий, метод конструирования правил, метод гипотез, метод прогнозирования, метод ошибок, метод конструирования теорий
Слайд 11Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Посредством
чувственно-образных и мыслительных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект,
почувствовать и понять его изнутри
Когнитивные методы
Слайд 12Метод образного видения –
эмоционально-образное исследование объекта
Когнитивные методы
Слайд 13Когнитивные методы
Метод смыслового видения - одновременная концентрация на образовательном объекте
физического зрения и пытливо настроенного разума позволяет понять (увидеть) первопричину
объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта
Слайд 14Когнитивные методы
Метод символического видения
заключается в нахождении или построении учеником
связей между объектом и его символом
Слайд 15Когнитивные методы
Метод эвристического наблюдения
Цель данного метода – научить
детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений
Слайд 16Когнитивные методы
Метод эвристических вопросов (Квинтилиан) Для отыскания сведений о каком-либо
событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что?
Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта
Слайд 17Креативные методы:
метод придумывания, метод «Если бы…», метод образной картины, метод
гиперболизации, метод агглютинации (соединение несоединимостей), метод синектики, «мозговой штурм», метод
инверсии (метод обращений), метод многомерных матриц
Креативные методы обучения ориентированы на создание детьми личного образовательного продукта
Слайд 18Креативные методы
Метод придумывания позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в
результате их определенных умственных действий
Слайд 19Креативные методы
Метод «Если бы…» предлагает ученикам пофантазировать, что бы
могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры
ожили, или люди переселились на Луну
Слайд 20Креативные методы
Метод гиперболизации
предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных
частей или качеств
Слайд 21Креативные методы
Метод агглютинации заключается в возможности соединить несоединимые в реальности качества,
свойства, части объектов и изобразить: бегающее дерево, летающую лису, горячий снег
“Мозговой штурм" (Л.Ф. Осборн). Основная задача метода - сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке
Слайд 22Метод синектики (Дж. Гордон) базируется на методе мозгового штурма, различного
вида аналогии (словесной, обратной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале
обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме
Креативные методы
Слайд 23Креативные методы
Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц (Ф. Цвики).
Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций
известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей
Слайд 24Для учащихся гораздо важнее узнать пути к доказательству, нежели само
доказательство
Дистервег
Слайд 25Список литературы
Андрианова, Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады в начальном, основном и
профильном обучении [Текст] /Г.А. Андрианова, А.В. Хуторской, Г.М. Кулешова //
Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие "ИНЭК", 2007. - С.250-261.
Скафа Е., Власенко Е., Гончарова И. Комплексный подход к развитию творческой личности через систему эвристических заданий по математике: Книга для учителя [Текст]. - Донецк: ТЕАН, 2003.
Король, А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения [Текст] /А.Д. Король // Педагогика. - 2007. - №9. - С.18-25.
Хуторской, А.В. Эвристическое обучение [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Просвещение, 1998. 345 с.
Хуторской, А.В. Выход из капкана: звристическое обучение как реальность [Текст] /А.В. Хуторской // Народное образование. - 1999. - № 9. - С.120-126.
Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения [Текст] /А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.