Слайд 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
р.п. Тумботино
Изучение особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте
Работу выполнила:
ученица
10 класса
Легостина Марина – 16 лет
Научный руководитель:
Педагог-психолог
Легостина Е.С.
Слайд 2Цель: изучение особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте.
Задачи:
1.
подбор и анализ литературы по проблеме мотивации учебной деятельности;
2. организация и проведение практического исследования по проблеме изучения особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте ;
3.обобщение теоретических и практических результатов исследования, разработка практических рекомендаций для педагогов.
Методы исследования: тестирование учащихся9-х,10 классов МБОУ СОШ №2 р.п. Тумботино.
Слайд 3«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека». Дж.Равен
Слайд 4Проблемы мотивации
Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре
принципа достаточной причины» (1900-1910). Данный термин вошел в психологический обиход
для объяснения причин поведения человека и животных.
«Мотив - внутренняя позиция личности» Божович Л.И.
Мотивом является внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.
Слайд 5Мотивация- это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его
начало, направленность и активность.
Термином «мотивация» в современной
психологии обозначаются как минимум два психических явления:
1. совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющих ее активность
2. процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне Немов Р.С.
Мотивация- это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Слайд 6Деятельность
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой
он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у
него определенной потребности, мотива.
Деятельность – это взаимодействие человека со средой, в которой в результате появления у него потребностей и мотивов, он достигает своих целей.
Действие имеет схожую деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат.
Слайд 7Учебная деятельность должна соответствовать следующим основным требованиям:
самой образовательной системой;
организацией
образовательного процесса;
субъектными особенностями
обучающегося;
субъектными особенностями педагога;
отношение к ученику со стороны учителя;
спецификой изучаемого предмета.
Слайд 8Мотивация учебной деятельности определяется как частный вид мотивации, включенный в
определенную деятельность.
Учебная мотивация определяется целым рядом факторов:
характером образовательной системы;
организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;
особенностями самого обучающегося;
личностными особенностями учителя и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;
спецификой учебного предмета.
Слайд 9В учебной деятельности принято выделяют три вида источников активности:
внутренние(познавательные
и социальные потребности;
внешние(требования, ожидания и возможности);
личные(интересы, потребности, установки,
эталоны и стереотипы).
Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты.
Слайд 10
Спилберг Ч.Д. выделяет пять уровней учебной мотивации:
Первый
уровень – продуктивная мотивация с выраженным
преобладанием познавательной мотивации учения
и положительным эмоциональным отношением к нему.
Второй уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу.
Третий уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.
Четвертый уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.
Пятый уровень – резко отрицательное отношение к учению.
Слайд 11Психологическая характеристика юношеского возраста
В юношеском возрасте в основном завершается физическое
развитие организма.
заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастают
мышечная сила и работоспособность;
особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение.
в раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания.
в юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить.
обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения.
многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование, определяющее раннюю юность.
Слайд 12Практическая часть
исследования
Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению, автор
Спилберг Ч.Д.
Цель: изучение уровня мотивации учения.
Слайд 13Результаты исследования
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального
отношения к учению , автор Спилберг Ч.Д.
В декабре 2013 года
с учащимися 9-х,10 классов было проведено данное обследование, в котором приняло участие учащиеся: 9А - 18 человек, 9Б– 22 человека, 10 класс – 20 человек.
Слайд 16Выводы:
В 9-х классах
преобладают ученики со
средним показателем познавательной активности (60%) и средней мотивацией достижения (63%);
в
мотивации учения преобладает процент учеников со средним уровнем с несколько сниженной познавательной мотивацией (3 уровень(71%); продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу, 2 уровень – 15% учащихся;
5% учащихся имеют 4 уровень, сниженную мотивацию, отрицательное эмоциональное отношение к учению; 6% -учащихся, имеют 5 уровень, резко отрицательное отношение к учению.
Слайд 17В 10 классе
преобладают ученики с высоким показателем познавательной активности (55%)
и с высокой мотивацией достижения (60%);
в мотивации учения преобладает процент
учеников со средним уровнем с несколько сниженной познавательной мотивацией (Ш уровень, 55%); продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу – 30% учащихся;
10% учащихся имеют первый уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
5% учащихся имеют 4 уровень, сниженную мотивацию, отрицательное эмоциональное отношение к учению.
Слайд 18 Методика изучения отношения к учебным предметам автор Г.Н.
Казанцева.
В декабре 2013году было проведено обследование, в котором
приняло участие учащиеся 9-х, 10 классов. Результаты методики представлены в таблицах.
Мотивы учебной деятельности у учащихся в 9-х, 10 классах
Вывод:
В 9-х классах ведущими аргументами являются:
- Хочу быть умным и эрудированным 30 человек (75%)
- Хочу стать грамотным 29 человек (72%)
- Для расширения умственного кругозора 25 человек (62%)
- Хочу научиться самостоятельно, работать 26 человек (65%)
- Хочу добиться полных и глубоких знаний 21 человек (53%).
В 10 классе ведущими аргументами являются:
- Хочу быть умным и эрудированным - 18 человек (90%)
- Хочу стать грамотным -17человек (85%)
- Для расширения умственного кругозора -18 человек (90%)
- Хочу научиться самостоятельно, работать -15 человек (75%)
- Хочу добиться полных и глубоких знаний -16 человек (80%).
Слайд 19 Мотивы учебной деятельности у учащихся в 9-х, 10 классах
Средний
уровень мотивации является ведущим во всех возрастных группах.
В
10 классе наблюдается рост мотивации высокого уровня. Приобретение знаний становится делом жизненной важности, поэтому старшеклассники проявляют значительный интерес к усвоению смысла приобретаемых знаний для реализации своих жизненных планов. Учебная мотивация у учащихся 10 класса характеризуется, как правило, направленностью на продолжение образования после окончания средней школы.