Слайд 1Как должны взаимодействовать
школа и семья
Л о р е
т ц А н н а В а
с и л ь е в н а ,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ №17»,
г. Краснотурьинск, Свердловская область
Слайд 2 « Самое сложное
в работе с
детьми –
это работа с их родителями».
Цель:
- сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
- компенсировать проблемы семейного воспитания.
Слайд 3 Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон
в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем
потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению
друг к другу.
Слайд 4Модели отношений родителей и детей:
Семьи, уважающие детей
Отзывчивые семьи
Материально-ориентированные семьи
Враждебные семьи
Антисоциальные
семьи
Слайд 5Причины, ухудшающие
семейное воспитание:
однодетность семьи во многих поколениях
обособление части молодых
семей от своих родителей
утрата традиции народной педагогики
осложнение семейного воспитания
дефицит времени
у родителей
Слайд 6Основные направления взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся
изучение семейной атмосферы
, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
психолого-педагогическое просвещение
родителей и корректирование семейного воспитания
формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
работа с проблемными семьями и детьми
Слайд 7Методы психолого-педагогической диагностики, их обязательный анализ:
Наблюдение
Беседа
Тестирование
Анкетирование
Деловые игры
Тренинги
Материалы детского творчества
Слайд 8При изучении семей учащихся обращаем внимание на информацию:
Общие сведения о
родителях или лицах, их заменяющих
Жилищные условия семьи и ее материальная
обеспеченность
Образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе
Уровень педагогической культуры родителей
Авторитетность семьи в глазах ребенка
Степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка
Семейные традиции, обычаи
Характер взаимоотношений в семье
Положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное)
Воспитательные возможности семьи
Слайд 9
Психолого-педагогическое просвещение родителей и корректирование семейного воспитания
Проведение педагогического лектория
Организация информационного
стенда для родителей
Привлечение специалистов различных направлений
Психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить
опережающий характер
Слайд 10Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному сообществу и вовлечение
в учебно-воспитательный процесс, как родителей, так и детей
Знакомство родителей с
традициями школы, ее историей и достижениями, с планом воспитательной работы, с системой контроля, критериями оценки деятельности ученика на уроке
Привлекать родителей к участию в школьной жизни их детей (дни творчества родителей и детей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, укрепление материально-технической базы класса и школы)
Слайд 11Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
Участие родителей класса в работе
совета школы
Участие родителей в работе родительского комитета класса и школы
Слайд 12Работа с семьями
«группы риска»
Родительский комитет участвует в разрешении конфликтных
ситуаций между учителем и учеником, между родителями и педагогом, между
учащимися
Участие в обследовании семей
Работа «совета родителей»
Работа совета профилактики
Слайд 13Формы и методы работы с родителями всех уровней
Предварительное знакомство родителей
со школой
Первое собрание-знакомство
Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Поддерживание
контактов.
Письменные формы общения
Телефонные звонки в особых случаях
Слайд 14
Создание библиотеки для родителей
Информация для родителей и их обучение
Создание множества
ролей для родителей
Поощрение участия родителей в работе класса
Формы и методы
работы с родителями всех уровней (продолжение)
Слайд 15Формы работы классного руководителя с родителями:
Массовые (родительское собрание, совместное посещение
зрелищных мероприятий, экскурсии, совместные праздники, турпоходы и т.д.)
Групповые (родительский комитет,
совет класса, консультация, беседа и т.д.)
Индивидуальные (посещение семьи, консультация)
Слайд 16Консультация родителей
тематические
индивидуальные
Слайд 17Требования
к проведению консультации
Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и
классного руководителя
Проблема, которая будет обсуждаться, КР хороша известна и рассматривалась
им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов
В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме
Слайд 18Требования к проведению консультации (продолжение)
Участники консультации, которые пытаются помочь родителям,
должны быть компетентны в решаемой проблеме
Консультация должна проходить в доброжелательной
атмосфере, без назидания и угроз
Необходимо обратить внимание на все хорошее, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах
В ходе консультации сравнивать ребенка с самим собой, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем
Слайд 19Требования к проведению консультации (продолжение)
Консультация должна дать родителям реальные рекомендации
по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя
Консультация должна быть перспективной и
способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону
Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей
Слайд 20 Условия посещения семьи:
не приходить в семью без предупреждения;
не
планировать свой визит на длительное время;
не вести беседу стоя,
у входа, в верхней одежде;
нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
не поучать родителей, а советовать;
желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание.
Слайд 21Критерии эффективности взаимодействия семьи и школы
Основной целью взаимодействия является воспитательное
пространство для гармоничного развития детей
Воспитательные функции равномерно распределены: профессиональные функции
воспитания должны быть возложены на педагога, а родительские обязанности – на родителей. Педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций
Взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью просьбу
Сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством, производственных, личных дел и обязанностей современного человека
Слайд 22Критерии эффективности взаимодействия семьи и школы (продолжение)
Неизменно сохранять высокий этический
уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах
Не претендовать
на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства
Не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей, всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь