Слайд 1Как реализовать
компетентностный подход
на уроке и во внеурочной
деятельности
Слайд 2«Компетенция»
«Компетентность»
Слайд 3Задание 1.
Прочитайте, пожалуйста, разные определения понятий «компетенция», «компетентность».
Выберите те,
которые соответствуют Вашему пониманию, и обоснуйте свой выбор. Если Ваше
понимание отлично от предложенных определений, сформулируйте своё.
Слайд 4Определение
Компетенция = знание + опыт
Слайд 5Структура компетенции
ситуация
мобилизация
самоуправление
Внутренние ресурсы
Внешние ресурсы
Ресурсный пакет
Слайд 6Задание2.
Какие качества и способности необходимы были выпускнику общеобразовательной школы в
70-80-е годы?
Какие качества и способности необходимы в настоящее время выпускнику
общеобразовательной школы?
Слайд 7Компетентностная модель ученика
учиться
быть
профессионалом
быть
лидером
работать
с информацией
жить
в правовом поле
жить вместе
самореализовываться
Слайд 8Задание3.
Прочитайте, пожалуйста, Текст №1.
Сравните компетентностно ориентированное и традиционное обучение. Основания
для сравнения выберите сами и, пожалуйста, впишите результаты сравнений в
таблицу.
Слайд 9Из «Концепции модернизации Российского образования»
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности
и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования»
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования»
Слайд 103 направление
Повышение качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности
образовательных программ и запросов потребностей на всех ступенях образовательного
Слайд 11Задание 4.
Прочитайте, пожалуйста, Текст №2.
В удобной для Вас графической форме
установите связи (взаимосвязи) между отдельными понятиями. Подготовьте общую презентационную схему.
Слайд 12Современный урок
Современный урок
Чем он отличается от традиционного?
Слайд 13Виды образования:
Традиционное
Инновационное
Шоковое
Современный – отвечающий на вызовы времени
Слайд 14Обучающий – чему?
Умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе
целостной картины мира
Воспитывающий – что?
Высшие ценности, смыслы, мотивы взросления,
учебно-трудовой деятельности, социальной активности, «самопроцессы», субъективность
Развивающий – что?
Деятельность, мышление, рефлексию
Слайд 15Развитие деятельности:
Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат,
анализ);
Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод)
Проектирование (замысел, реализация,
рефлексия)
Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий)
Моделирование …
Конструирование…
Прогнозирование…
Слайд 16Развитие мышления:
Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и
т.п.);
Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение
сворачивать информацию);
Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)
Качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)
Слайд 17Что отличает современный урок?
Место в образовательном процессе
Структура
Содержание
Организационные формы
Методика
средства
Слайд 18Место в образовательном процессе
Урок утратил роль главной организационной формы образования
Его
конкуренты:
Открытое образование
Информальное образование
Домашнее образование
Дополнительное образование
Слайд 19Структура урока
Традиционная дидактическая структура основана на логике
преподавания:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала
Закрепление
Современная
дидактическая структура основана на логике познания:
Актуализация
1.мотивационная, 2.содержательная
Изучение нового материала
Рефлексия
Слайд 20Содержание урока
Структура и логика содержания:
Теория в практике (а не от
теории к практике)
Общее в частном (а не от частного к
общему)
Целое в части (а не от частей к целому)
От задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)
Слайд 21Организационные формы
Академические (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседование)
Досуговые (путешествие,
конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.)
Мыследеятельностные (выстраивание методологической
программы деятельности, организационно-деятельностная игра, проектирование, мыследеятельностная рефлексия)
Интерактивные (социальное проектирование, коммуникативные формы, исследование, дистанционные уроки, Интернет-уроки и др.)
Слайд 22Некомпетентностные формы и методы
Монолог учителя;
Фронтальный опрос;
Информирующая беседа;
Самостоятельная работа с учебником
по заданию учителя;
Демонстрация видеофильма;
Пр.р. или К.р., проводимая в традиционной форме;
Слайд 23Методики, технологии, подходы
Задачный подход;
Проблемное обучение;
Исследовательское обучение;
Проектное обучение;
Слайд 24Методики, технологии, подходы
Развивающее обучение;
Личностно-ориентированное обучение;
Рефлексивное обучение;
Мыследеятельностное обучение;
Продуктивные технологии
Слайд 25Методики, технологии, подходы
коммуникативные технологии;
Информационно-коммуникационные технологии;
Технология КТД;
ТРИЗ (АРИЗ);
технологии дифференциации;
Технологии
индивидуализации
Слайд 26Средства обучения
Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты
учебной деятельности и др.);
Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб-камера
и т.п.)
Электронные средства обучения (электронный микроскоп, ЛЕГО и др.);
Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.
Слайд 27Пирамида обучаемости
лекция – 5%
Самостоятельное чтение – 10%
Аудио-,видео-обучение – 20%
Показ (демонстрация) – 30%
Обсуждение в малой группе – 50%
Практика в процессе деятельности – 75%
Обучение других (ребенок обучает ребенка) – 90%.
Слайд 28Результат обучения
Компетентность
Целостная картина мира
Субъективность (сверхнормативная активность, проактивность, стремление брать на
себя ответственность за исход дела, способность к отчету)
Развитое абстрактное мышление
Владение
полной структурой деятельности
Формирование социальной взрослости
Мотивационная готовность к учебно-профессиональной и к общественно-значимой деятельности
Слайд 29Оценивание учебных достижений
Объект оценивания
Субъект оценивания
Критерии оценивания
Слайд 30Компетентностый подход- тема для научно-педагогической работы школы
Разработка своей модели образовательного
процесса на основе компетентностного подхода может стать фундаментом серьёзной и
многолетней работы педагогического коллектива -сложной, но безусловно интересной и чрезвычайно актуальной