Слайд 1Компетентностный подход в учебном процессе как средство для развития способностей
учащихся в условиях адаптивной школы
Педсовет.
Подготовила Шпилевая Е.В., зам. директора
по УВР
Слайд 2Отличие в значении слов
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН,
способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и
процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Слайд 3Что из перечисленного возьмёте в шлюпку?
- туалетное зеркальце
- канистра с
пресной водой
- москитная сетка
-аварийный запас продуктов
-карта океана или моря
- надувная
подушка
-канистра мазута
-транзисторный приёмник
-средство, отпугивающее акул
- ром 1 литр
-нейлоновый шнур
-аптечка
-рыболовные снасти
- косметичка с косметикой
- спички
Слайд 4Принципы компетентностного подхода в обучении
Компетентностный подход в обучении – система
педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, их
родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей на пути к успеху.
Он основывается на принципах:
Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития
Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат
Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки
Слайд 5Отличительные черты компетентностного подхода
Чему противостоит компетентностный подход в образовании?
Традиционному предметному
репродуктивному обучению, в основу которого заложена идея трансляции усвоения знаний
(информации)
Принудительным формам организации учебных занятий
Слайд 6Требования к учителю
Любовь к ребёнку и, как следствие, безусловное принятие
его как личности, душевная теплота, отзывчивость, сопереживание, милосердие, терпимость и
терпение, умение прощать.
Диалоговая форма общение с учащимися, умение говорить с ними по – товарищески (без сюсюканья, без панибратства), умение слушать, слышать и услышать.
Уважение достоинства и доверие, понимание интересов каждого ученика
Ожидание успехов в решении проблемы, готовность оказать помощь в решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов
Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа.
Исследование потенциала, имеющегося у школьника
Стимулирование желания ребёнка обнаруживать и анализировать собственные интересы
Готовность и способность быть на стороне ученика, готовность ничего не требовать взамен.
Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/ самооценку.
Слайд 7Компетентностный подход в обучении может быть реализован через формирование ключевых
компетенций у обучающихся.
Ценностно – смысловая компетенция
Это компетенция
в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Слайд 8компетенции
Общекультурная компетенция
-Обладать общечеловеческой, духовно – нравственной культурой,
-знать культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций,
роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Слайд 9компетенции
Учебно – познавательная компетенция
Это совокупность компетенций ученика в
сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности,
соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно – познавательной деятельности. Ученик овладеет навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Слайд 10компетенции
Информационная компетенция
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон,
факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись,
электронная почта, Интернет, СМИ) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Слайд 11компетенции
Коммуникативная компетенция
Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с
окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе,
владение различными социальными полями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета
Слайд 12компетенции
Социально – трудовая компетенция
Владение знаниями и опытом в
сфере гражданско – общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя,
представителя), в социально- трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает необходимыми для жизни в обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности
Слайд 13компетенции
Компетенция личностного самосовершенствования
Направлена на освоение способов физического, духовного
и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами
деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Слайд 14Решения педсовета
Членам методического совета провести обучающий семинар по теме «Методы
и приёмы обучения при формировании у учащихся общекультурной, информационной, учебно
– познавательной компетенций» во второй четверти 2011/2012 учебного года.
Членам творческой группы, изучающей материалы по проблеме школы, провести мониторинг обучающихся (творческие, интеллектуальные, физические способности, самореализация, социализация, духовно – нравственное развитие) к 30.12.2011года.
Членам методического совета выпустить на школьном уровне сборник «Компетентностный подход в обучении учащихся» (из опыта работы учителей школы ) к 25.05.2011г.
Руководителям школьных МО на заседаниях рассмотреть вопрос «Методы и приёмы обучения при формировании информационной, учебно- познавательной компетенций у учащихся на уроках по предмету» в январе 2012 года, разработать дидактический материал по проблеме школы по преподаваемому предмету к 30.01.2011г.