Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 56
« СЕВЕРЯНОЧКА»
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
« Солнечное детство»
Возраст детей: дошкольники 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик программы: Байтерякова Эльвира Михайловна
Должность: педагог-психолог
Слайд 3Содержание программы
Программа включает в себя несколько видов деятельности:
Коррекционная и развивающая
работа с дошкольниками;
Просветительская работа с педагогическим коллективом;
Просветительская работа с родителями.
Слайд 4ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у
них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Слайд 5
Задачи
Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению
быть в мире самим собой;
Создание возможностей для самовыражения, формирования у
детей умения и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)
Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
Обучение приемам расслабления, снятие психомышечного напряжения.
Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.
Слайд 6 Основные принципы психологической коррекции
единство коррекции и развития;
единство возрастного
и индивидуального развития;
единство диагностики и коррекции;
подход в коррекционной
работе к каждому ребенку как к одаренному.
доступность от уровня психологических особенностей ребёнка.
наглядность - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
систематичность и последовательность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
научность лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
принцип опоры на зону ближайшего развития
Слайд 7Предмет психокоррекции
познавательная и эмоциональная сферы детей:
интеллектуальные нарушения
низкая познавательная
активность
низкий уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия)
состояние психического дискомфорта
тревожность, страх
Слайд 8Ожидаемые результаты
В самые ближайшие сроки следует ожидать:
Психотерапевтический эффект будет
заключаться доверии ребенка к педагогу-психологу, стремлении к контакту с ним,
открытости и интересе к занятиям, а также снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах, в отреагировании и разрядке негативных эмоциональных переживаний, в снижении частоты конфликтов и со с детьми и пр.
Развивающий эффект занятий проявится в интересе и желании эти занятия продолжать, в стремлении поговорить с педагогом-психологом об услышанном вне занятия, в том, что поведение детей станет улучшаться, эти улучшения они заметят сами. Дети смогут использовать полученные умения в других видах деятельности: в игре, учении, общении.
Слайд 9Прогнозируемый результат
улучшатся графические навыки и зрительно-моторные координации детей на 80%
сформируется
произвольность, улучшатся процессы памяти и внимания, мышления на 85%
будут сформированны
предпосылки учебной деятельности на 90%,
появится уверенность в себе и эмоциональное благополучие
дети овладеют способами волевой регуляции поведения
научатся владеть средствами взаимопомощи и саморазвития
повысится профессиональная компетентность педагогов на 75%
оптимальная готовность ребенка к обучению в школе будет составлять 100%
повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в психолого-педагогических основах воспитания детей на 75%.
Слайд 10Программа 1 года обучения состоит из следующих блоков:
Блок 1 Снятие
состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций
Блок 2 Коррекция тревожности.
Формирование социального доверия
Блок 3 Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей.
Блок 4 Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы
Блок 5 Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками . Развитие навыков общения
Каждый год состоит из 36 занятий. Продолжительность занятия в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Слайд 11Методы и приёмы обучения
Психогимнастические игры;
Игры и упражнения для развития познавательных
процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения;
Игры и задачи, направленные на развитие
произвольности
Релаксационные методы (с использованием стихов, музыки, записи звуков природы, релаксационной музыки)
Этюды.
Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: открытое проявление социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
Методы и приёмы развития коммуникативных способностей: рассматривание иллюстраций с последующим диалогом между взрослым и детьми; работа в парах и мини командах; вопросы и ответы при разыгрывании ситуаций или обсуждение чего-либо во время тренинга; задания, требующие от ребёнка развёрнутого ответа, собственного мнения, суждения.
Методы и приёмы развития культуры жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, пантомимики, движений, осанки, позы.