Слайд 1Кто такой логопед?
МБОУ «Тасеевская СОШ №1»
Подготовила учитель – логопед Тугова
И.Н.
Слайд 2Логопед
коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых.
Слайд 3Логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда начинается с развития
у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения),
памяти, мышления, общей и мелкой моторики. В задачи логопеда входят:
Направления деятельности учителя – логопеда
Слайд 4развитие общей речевой активности,
Расширение и обогащение словарного запаса детей,
развитие физического и речевого слуха,
развитие грамматической стороны речи,
обучение
навыкам словообразования и словоизменения,
развитие артикуляционной моторики,
развитие связной речи и, наконец,
коррекция произношения
Слайд 5Основные направления работы логопеда в школе – это коррекция звукопроизношения,
нарушений чтения и письма, а также предупреждение этих нарушений, которые
являются самыми
распространенными формами речевой патологии.
Слайд 6Нарушения, с которыми занимается логопед:
• нарушения произношения звуков (дислалия, дизартрия);
нарушения ритма и темпа речи (заикание);
ОНР обусловленное им нарушение чтения
и письма. (дислексия, дисграфия)
Учащиеся с фонетико-фонематическим нарушением, обусловленное им нарушение чтения и письма.
Учащиеся с фонетическим нарушением.
• недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия).
Слайд 7Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов,
что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации,
возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
Слайд 8Какие ошибки должны насторожить родителей.
Слайд 91. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному)
сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у, и т.д.
2. Ошибки, связанные
с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка - шапка, теловек - человек, вопата - лопата.
3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
Слайд 104. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном
возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести
к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.
5. При дисграфии часты ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (за домом росла малина), или ошибки «упреждения»: Дод небом лолубым (под неблм голубым).
6. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезёт (везёт).
7. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: В саду у вы росли чудесные розы ( в саду выросли чудесные розы).
Слайд 11Речевая готовность детей к школе
►Звук.
Фонематический слух и звукопроизношение.
- Различает на слух и далёкие и близкие пары фонем.
(Звонкие – глухие: п - б, к - г, з – с и др.
Свистящие- шипящие с -ш, з -ж,
аффрикаты ц -ч, соноры л -р,
твёрдые и мягкие т-тۥ, р -рۥ и др.)
- Проговаривает изолированно все звуки
родного языка
и не смешивает их в речи.
- Проговаривает слова любой слоговой структуры
(балерина, термометр, аквалангист и др.)
Слайд 12
►Предложение.
Пользуется разными видами простых
и сложных предложений,
адекватно
использует предлоги.
Отсутствует аграмматизм в речи.
►Связная речь.
Может
составить рассказ по картинке,
серии сюжетных картинок.
- Ребёнок располагает определённым запасом представлений и понятий об окружающем мире, его осведомлённость о явлениях природы, о животном и растительном мире, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном.
Слайд 13ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ
Вовремя обратить внимание на различные
нарушения устной речи
своего ребёнка,
чтобы начать логопедическую работу с ним
до школы, предотвращая трудности
общения
в коллективе и неуспеваемость в
общеобразовательной школе.
Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.