Слайд 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ
«Адаптация учащихся
5-х классов на второй ступени образования».
Слайд 2
Рассматриваемые вопросы:
1. Сообщение педагога- психолога о результатах диагностики учащихся (Расторгуева-Галичихина
У.С.).
2. Социальная характеристика класса (Попова Н.И.).
3. Диагностика метапредметной работы. Результаты
уровня сформированности регулятивных и познавательных УУД (Безрукова О.В.).
4. Анализ посещения уроков (Смирнова О.Ю.).
5. Панельная дискуссия:
Выступление учителей начальной школы «Особенности параллели 4-х классов 2014 года выпуска» (Морозова Е.А., Шарапова Н.А.).
Выступление классных руководителей « 5 предложений о классе» (характеристика класса; насколько комфортно чувствовали себя дети первый месяц в 5 классе; слова благодарности начальной школе).
6. Проблемы преемственности (Савицкая С.В.).
7. Поведение итогов.
8. Принятые решения.
Слайд 3 Адаптация –это постоянный процесс приспособления индивида к
условиям социальной среды.
Слайд 4Условия, способствующие адаптации учащихся при переходе из начальной школы в
среднее звено.
Слайд 5Условия, препятствующие адаптации учащихся при переходе из начальной школы в
среднее звено.
Слайд 6Цель психологической диагностики учащихся 5-х классов
Изучить уровень сформированности личностных УУД,
с помощью методики «Личностного роста» (авторы И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев)
Изучить способности
учащихся в соответствии с выбранным профилем обучения, с помощью методики «Эрудит»
Слайд 7
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный
к организации собственной деятельности;
любящий свой народ, свой край и
свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
(ФГОС НОО, стр.7, раздел I.)
«Портрет выпускника начальной школы»
Слайд 8Методика «Личностного роста» состоит из 13 шкал:
1.Отношение подростка к семье
(ценность семьи)
2.Отношение подростка к Отечеству (гражданская позиция)
3.Отношение подростка к Земле
(экологическое сознание)
4. Отношение подростка к миру (позиция)
5. Отношение подростка к труду
6. Отношение подростка к культуре
7. Отношение подростка к знаниям
8. Отношение подростка к человеку как Таковому (ценность человека)
9. Отношение подростка к человеку как Другому (готовность помочь)
10. Отношение подростка к человеку как Иному (принятие других культур и религий)
11. Отношение подростка к своему телесному Я (здоровье)
12. Отношение подростка к своему душевному Я (принятие себя)
13. Отношение подростка к своему духовному Я (личная свобода)
Слайд 9Выделяют следующие уровни отношения:
Устойчиво-позитивное
Ситуативно-позитивное
Ситуативно-негативное
Устойчиво-негативное
Слайд 10Отношение к семье
57% - УПО ценность семьи высоко значима для
подростка. Он дорожит семейными традициями и устоями, помнит о разных
мелочах, приятных кому-то из членов семьи. В будущем он хочет создать счастливую семью.
43% - СПО семья для подростка представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»). Заботу родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает, что семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой он живет сейчас.
Слайд 11Отношение к миру
66% - СПО подросток в целом разделяет идеи
мира и ненасилия, но при этом считает, что в отдельных
случаях применение силы оправданно. К проявлениям грубой силы он относится со смешанным чувством неприятия и страха. Подросток полагает, что в сложном современном мире надо всегда быть готовым к противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обойтись без оружия. Он старается не идти на уступки, потому что не хочет показаться слабым в глазах окружающих.
26% - СНО подросток уверен, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами. Он рассматривает войну как один из естественных способов разрешения конфликтов. По его мнению, сильный тот, кого боятся. Считает, что вокруг хватает потенциально враждебных людей и государств. Вряд ли он сам будет инициатором насильственного деяния, но сыграть роль «второго плана», скорее всего, не откажется.
Слайд 12Отношение к труду
64% - УПО подростка отличает трудолюбие во всем:
от уборки класса до чтения трудной книги. Он получает удовольствие
от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считает зазорным помочь родителям по хозяйству, может сам предложить что-либо сделать. Подрабатывает он где-то или пока еще нет - в любом случае подросток этого не стыдится.
36% - СПО скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростка. Хотя если все окружающие заняты чем-то непрестижным (например, уборкой территории во время субботника), то может и поучаствовать «за компанию». Он поможет и в домашних делах, но его будет раздражать, что это занимает столько времени.
Слайд 13Отношение к культуре
77% - СПО подросток признает объективную ценность культурных
форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей
повседневной жизни. Он наверняка хотел бы выглядеть «культурным человеком», но не готов прикладывать ежедневные усилия к этому.
9% - УПО культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни. Ему чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, он внимателен и тактичен по отношению к другим людям. Он понимает необходимость сохранения культурных ценностей.
9% - СНО культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь. Он сторонник естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считает, что культурная огранка только помешает ему быть таким, какой он есть.
Слайд 14Отношение к знаниям
57% - СПО подросток может неплохо учиться, но
по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах,
чтобы найти значение непонятного ему термина или факта. В его сознании знания и будущая карьера, конечно, связаны, но не прикладывать же для этого столько усилий!
28% - УПО перед вами - любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового. Подросток много спрашивает на уроке, сомневается в казалось бы очевидных вещах. Он считает, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний и стремится к их получению.
14% - СНО подросток никогда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно. Откровенно не понимает, как по телевизору можно смотреть научно-популярные программы. Знания носят для него чисто утилитарный характер (выучил, ответил - значит не нажил неприятностей ).
Слайд 15Отношение к человеку как «Таковому»
59% - СПО ценность человека может
быть и осмыслена подростком, но полноценно не прочувствована. Он может
продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей (например, психически больные, попрошайки, бомжи) представляются ему теми, кто мешает ощущать радость жизни.
33% - СНО скорее всего подросток склонен делить людей на нормальных и ненормальных. К первым он относится вполне уважительно, может быть даже милосердным к ним; вторых же считает «недочеловеками» И хотел бы как можно реже с ними сталкиваться. Великой цели, по его мнению, нельзя добиться, не замарав рук.
8% - УПО ценность человека, как он есть во всех своих проявлениях, безусловно, значима для подростка. Человеческая жизнь для него бесценна. Он милосерден, способен к сочувствию. состраданию, прощению.
Слайд 16Отношение к духовному Я
59% - СПО подросток ощущает в себе
возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагает это реальным только
в случае благоприятных внешних обстоятельств. Ему нравится чувствовать себя свободным, но он не готов рисковать собственным благополучием ради свободы. Выбор привлекателен для него, но он идет на него с оглядкой: возможность ошибки и ответственность настораживают его.
16% - УПО подросток рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно для него, и ради этого чувства он готов противостоять внешнему давлению. Он способен на самостоятельный и ответственный выбор. Для него очень важно найти смысл собственной жизни, которую он хочет прожить «по совести».
15% - СНО подростку более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной жизни. Он ищет общества людей, чья духовная сила могла бы «прикрыть» его нерешительность и неуверенность в себе. Старается по возможности уйти от выбора; при заметном внешнем давлении готов отказаться от личной свободы в пользу ощущения покоя и душевного комфорта. Склонен объяснять свои неудачи неблагоприятным стечением обстоятельств.
Слайд 17Уровень сформированности личностных УУД
Слайд 18Методика «Эрудит»
Направлена на изучение сформированности основных мыслительных процессов
и развития вербального интеллекта. Она состоит из четырех серий заданий,
каждая из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественно-научного, общественного и гуманитарного предметных циклов.
Слайд 19Анализ результатов методики «Эрудит» и распределение учащихся по профилю.
5
«А» класс
83% учащихся в классе имеет способности для изучения дисциплин
гуманитарного профиля
17% - не имеет способностей для изучения дисциплин гуманитарного профиля
5 «Б» класс
41% учащихся в классе имеет способности для изучения дисциплин технического профиля
59% - не имеет способностей для изучения дисциплин технического профиля
Слайд 20Анализ результатов методики «Эрудит» и распределение учащихся по профилю.
5
«В» класс
58% учащихся в классе имеет способности для изучения дисциплин
математического профиля
42% - не имеет способностей для изучения дисциплин математического профиля
5 «Г» класс
99% учащихся (11 человек) в классе имеет способности для изучения дисциплин естественно-научного профиля
1% - не имеет способностей для изучения дисциплин естественно-научного профиля
Слайд 21Предложения
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся
Включать в урок здоровьесберегающие технологии
Использовать
активизирующие методы обучения
Поддерживать атмосферу интереса к учебной деятельности
Способствовать развитию гармоничной
личности
Слайд 22
Выступление учителей начальной школы «Особенности параллели 4-х классов 2014 года
выпуска» (Морозова Е.А., Шарапова Н.А.)
«ОСОБЕННОСТИ ПАРАЛЛЕЛИ
4-Х КЛАССОВ - ВЫПУСКА
2014 ГОДА»
Слайд 23ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ
Это организация обсуждения проблемы в многочисленной группе. Каждый участник
группы высказывает свое мнение и фиксирует его на листе. Мнения
высказываются по кругу. Мнение каждого учитывается.
Проведение:
Проблема дискуссии : СФОРМУЛИРУЙТЕ 5 ПРЕДЛОЖЕНИЙ О КЛАССЕ (характеристика класса)
Работу группы координирует модератор.
В течение 7-10 минут в микрогруппе обсуждается проблема и вырабатывается общая точка зрения. Каждому предоставляется возможность высказать свое мнение.
Все высказывания фиксируются на листе бумаги (Классный руководитель)
После того, как все высказались, группа должна прийти к общему мнению.
Итог работы группы представляет классный руководитель
(по шаблону)
Слайд 24Подведение итогов
Учащиеся 5-х классов хорошо адаптировались к обучению
в среднем звене на начальном этапе, о чем свидетельствуют результаты
проведенных исследований:
С нормальным, спокойным настроением идут в школу.
Им нравится класс, в котором они учатся.
Адекватно оценивают трудности обучения в школе.
Уровень сформированности личностных УУД соответствует возрастному развитию.