Слайд 1Леворукий первоклассник
Выполнила
Рыбак Мария
Слайд 2План
Актуальность
Основные понятия
Виды леворукости
Типы леворукости
Методы определения ведущей руки
Особенности познавательной сферы у
леворуких
Организация учебной деятельности леворуких
О переучивании
Вывод
Список литературы
Слайд 3Актуальность
Число леворуких людей в мире имеет положительную динамику. Возрастание количества
леворуких учащихся актуализирует необходимость проведения специальной работы по их адаптации
к праворукому миру. Особо остро она проявляется у первоклассников, которых до настоящего времени продолжают обучать по методикам, ориентированным на праворуких школьников.
Слайд 6Основные понятия
Леворукость — доминирование левой руки, каторая становится ведущей прежде
всего в силу врожденного доминирования правого полушария головного мозга. (Большая
психологическая энциклопедия)
Леворукость – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно отличное от нормы распределение функций между полушариями мозга. (Л. С. Славина)
Слайд 7Виды леворукости
Генетический – родитель левша;
компенсаторный – поражение левого полушария головного
мозга;
вынужденное – травма правой руки, подражание взрослым;
скрытое – смена доминирующего
полушария.
Слайд 8Типы леворукости
Центр речи в левом полушарии;
центр речи в правом полушарии;
центр
речи в обоих полушариях.
Слайд 9Методы определения ведущей руки
Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху);
погладить
игрушку (гладит ведущая рука);
найти спичку в одном из коробков
(открывает и закрывает коробок ведущая рука);
протереть тряпкой классную доску (держит тряпку и протирает ведущая рука);
переплетение пальцев рук (сверху при переплетении большой палец ведущей руки);
«поза Наполеона» (скрещивание рук; кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки)..
Слайд 10Особенности познавательной сферы у леворуких
Сниженная способность зрительно- двигательных координаций
Слайд 11Особенности познавательной сферы у леворуких
Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти,
трудности при анализе пространственных соотношений
Слайд 12Особенности познавательной сферы у леворуких
Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль
познания
Слайд 13Особенности познавательной сферы у леворуких
Слабость внимания, трудности переключения и концентрации
Слайд 14Особенности познавательной сферы у леворуких
Речевые нарушения
Слайд 15Организация учебной деятельности леворуких
Ставить руку так, чтобы строка была открыта.
Правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. Держание ручки :
обычное или инвертированное.
Слайд 16Организация учебной деятельности леворуких
Способ написания удобный ребенку, письмо может быть
отрывным
Слайд 17Организация учебной деятельности леворуких
Сажать ребенка так, чтобы окно было слева
Слайд 1810 шагов к овладению письмом
правильно сидеть;
правильно держать ручку и бумагу;
рисовать
прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные;
рисовать прямые и наклонные параллельные
линии;
рисовать полуовалы – верхние, нижние;
рисовать круги и овалы;
рисовать зигзаги (плавно передвигая руку);
рисовать линии, полуовала, овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку – строку);
печатные буквы и учимся писать их правильно;
элементы письменных букв.
Слайд 19Рекомендуемые упражнения
Тренировка зрительной памяти и внимания
Слайд 20Рекомендуемые упражнения
Развитие мелкой моторики
Слайд 21Рекомендуемые упражнения
Развитие речи
Слайд 22О переучивании
На I Всесоюзный семинар 1985 года «Охрана здоровья леворуких
детей» были приняты следующие решения:
отказаться от переучивания леворуких детей;
разработать
методические рекомендации по учебной работе левшей;
выявлять леворукость при диспансеризации детей с внесением данных об этом в амбулаторные карты;
категорически противопоказано «двойное» переучивание после.
Слайд 23Переучивание ведет к проблемам
Истерический нервоз.
Невротические тики.
Невротическое заикание.
Энурез.
Нервоз навязчивых состояний.
Астенический
нервоз.
Слайд 24Рекомендации для учителей, родителей
Не переучивайте леворукого ребенка.
Леворукость – достоинство ребенка,
его уникальность и неповторимость.
Обучение должно быть более ярким и красочным.
Леворукий
ребенок раним, требует бережного, внимательного и доброго отношения.
Необходимо учитывать особенности развития.
Слайд 25Рекомендации для учителей, родителей
Запрещено просить переписывать, перерисовывать.
При выполнении домашнего задания
соблюдайте принцип постепенности и умеренности нагрузки.
Запрещено требовать правонаклонное и безотрывное
письмо.
При трудностях в обучении необходимо обращаться к специалистам.
Слайд 26Вывод
Рассмотрев особенности леворуких детей, мы выяснили, что ребенок нуждается в
педагогическом сопровождении на протяжении всего обучения.
Важно, чтобы ребенок видел важность
и понимание его леворукости со стороны взрослых.
Слайд 27Список литературы
Безруких, М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми.
Методические рекомендации./ М.М. Безруких // - М.:Вентана-Граф, 2001. – С.
64
Большая психологическая энциклопедия // под ред. Н. Дубенюк/ – Эксмо, 2007. – С. 720
Психическая психология образования: учеб. для высших и средне специальных учебных заведений //А. Д. Андреева, А. Д. Воронова, Т. В. Вохмянина и др.; под ред. И.В. Дубровиной / – М.: Сфера, 2000. – С. 526