Слайд 1« Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования»
Цель: обсуждение
педагогической тенденции, возможного повышения уровня качества образования в школе при
использовании компетентностного подхода в обучении.
Форма проведения, педсовет –исследование:
актуальность
методики
практический выход на уровень урока
Слайд 2Вопросы рассматриваемые в ходе проведения педагогического совета:
1. Анализ выполнения решений
педагогического совета № 1, от 29.08.2011 года.
2 Компетентностный подход
в образовании - модный термин или требование времени?»
3 Компетентностный подход – это реальная возможность повышения уровня качества образования или нет?
4. Эффективность управленческой деятельности учителя по обеспечению качественного образования.
5.От внешней мотивации учения, к внутренней регуляции через компетентностный подход .
Слайд 3Рабочая группа:
Адильбекова Б.Ж. – директор Ош № 117
Назаренко Н.И. –
зам. по УР, Кыдыкова З.А. - зам поУР
БоброваО.В. – учитель
начальной школы, Гончарова Н.М. – учитель начальной школы,
Ермилова Е.В. – учитель технологии, Шулакова Г.К. – учитель математики
Ахметжанова Б.А. – учитель химии, КарымсаковаТ.Т.- учитель русского языка,
Султангалиева Ж.К. – учитель английского языка.
«Утверждаю» Директор ОШ № 117 _____ Адильбекова Б.Ж. 31.08.2011 год.
План мероприятий
по повышению качества образования в ГУ ОШ № 117 на основе приказа Управления образования города Алматы № 522 от 03.11.2010 года. «О мерах дальнейшего совершенствования эффективности преподавания общеобразовательных предметов и повышения уровня знаний учащихся города Алматы ».
Заместители по УВР ОШ № 117
Слайд 6 «Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать
ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение
памяти» М .Монтель.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь » Китайская мудрость
«Мы слишком часто даем детям ответы , которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить» Роджер Левин
Слайд 7
Актуальность проблемы.
Рассматривая современное качество образование как целостную систему универсальных знаний,
умений, навыков, необходимо создавать такие условия обучения, при которых ученики
уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает , что необходимо перейти от предметно – знанеевой модели обучения к практико – ориентированной т.е. компетентностной.
Слайд 8Происходящие в мире изменения ставят перед учительством глобальную проблему –
обеспечение вхождения человека в социальный мир, его продуктивную адаптацию в
этом мире.
Компетентностный подход предполагает обеспечение более полного, личностно и социально интегрированного результата. Компетентностный подход социально-личностно-поведенческий, мотивационно-ценностный феномен. Компетентностная парадигма образования один из разделов программы развития образования РК до 2020 года. В программе развития образования ГУОШ№ 117 до 2020 года говорится, педагогический коллектив должен работать над формированием у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а так же работать над умениями у учащихся по формированию у них опыта самостоятельной деятельности личной ответственности, значит над ключевыми компетенциями, определяющими современное качество образования. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использование этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Слайд 9Под компетенций понимается умение личности учащегося справляться с самыми различными
задачами. Компетентность это эффективное поведение личности ученика в различных областях
учебного процесса, в поведении и эмоциональной сфере. Отличительными изменениями в образовании начала 21 века является изменение характера образования – в его направленности, целях, содержании – оно ориентированно на « свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность бедующих специалистов.
Компетентностный подход – совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования , организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Слайд 10ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ ВСЛЕДУЮЩИХ ПОЛОЖЕНИЯХ:
- Смысл (цель) образования состоит в
развитии у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и
видах деятельности на самостоятельной основе с использованием собственного опыта.
- Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования.
- Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.
С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ОСНОВНЫМ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАНОВИТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧИВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
Ключевые компетенции – самостоятельное владение совокупностью способов деятельности: смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося.
Слайд 11Наиболее важные условия, обеспечивающие реализацию программы по формированию базовых компетенций
учащихся в системе является :
овладение учащимися материала по каждой теме
(разделу).
Акцентирование внимания в процессе обучения на формирование знаний базового уровня, но в то же время создание условий для творческой работы учащихся, интересующихся предметом.
Использование методик НПТ, активных форм и методов изучения материала на основе активной познавательной деятельности учащихся.
Создание контролирующих заданий, упражнений, задач с целью выявления уровня овладения учащимися базовыми компетенциями на основе материала темы в определенной системе и логической целостности, заданными учебной программой.
Обеспечение раздельного контроля за теоретическими знаниями и практическими умениями, навыками и на их основе компетенциями.
Использование диагностических результатов для дальнейшего усовершенствования компетентностного процесса обучения.
Слайд 12 основных принципы формирования у учащихся умений и навыков переходящих
в компетенции:
- научность
- постепенность
- системность
- непрерывность
Компетенции сформированы тогда, когда ученик
умеет осознанно применять знания и навыки в любой ситуации, делать самоанализ результатов своих действий.
Слайд 13 СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ МАСТЕР – это педагог ,имеющий высокий уровень
морального долга и ответственности за результат своей деятельности перед каждым
учеником .
Слайд 14День обмена опытом в
ОШ №117 2011-2012 уч. год
БоброваО.В. –
учитель начальной школы, Гончарова Н.М. – учитель начальной школы,
Мырзахатова Г.М.
– учитель казахского языка
КарымсаковаТ.Т.- учитель русского языка
Шулакова Г.К. – учитель математики
Ахметжанова Б.А. – учитель химии
Султангалиева Ж.К. – учитель английского языка.
Ермилова Е.В. – учитель технологии
Слайд 15Из числа нетрадиционных методик наиболее распространенными являются:
- проблемное обучение
- проектная
деятельность
-тренинги
-деловая игра
- различные компьютерные технологии
-модульное обучение
-разноуровневые задания
- и т..д.
Проблемное обучение
– способствует развитию логического мышления.
Проектная деятельность – научит учащихся самостоятельному, критическому мышлению , научит ориентироваться в информационном пространстве, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, самостоятельной деятельности.
Игровые технологии – включают механизмы игровой деятельности опираясь на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении; учат применять ЗУН в практической деятельности, развивают общеучебные компетенции. Развивают мышление, память, внимание, творческие способности.
Слайд 16В основе компетентностной парадигмы в образовании лежит - потребность человека
в новых достижениях, стремление к успеху, к совершенству, формирование активной
жизненной позиции, позитивного мышления, веры в свои возможности, понимание смысла жизни.
Эффективность обучения школьников зависит от многих факторов и компонентов:
1.генетических
2.социально-экономических
3.психолого-педагогических
4.личностно-деятельностных и др
А в основе лежит умение и компетентность самого учителя подготовить условия , обеспечивающие непрерывность и индивидуальность образовательной траектории для каждого обучающегося.
Слайд 18Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании
Главным есть
не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.
Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте нескольким способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Слайд 19Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
Используйте схемы, планы, чтобы
обеспечить усвоение системы знаний.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности
каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научиться всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Слайд 20Проект решения Педагогического совета
№ 2 , от 20011-2012 учебный
год.
Продолжить работу над проблемой обеспечения качества образования путем организации
деятельности учащихся в рамках компетентностного подхода.
Методическому совету школы внести дополнения в системный анализ урока с позиции компетентностного подхода к обучению.
Администрации школы посредством посещения уроков оценить уровень применения компетентностного подхода педагогами школы, выяснить имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать цикл мероприятий по их устранению.
Методическим объединениям учителей-предметников способствовать накоплению и тиражированию заседаний МО, семинары, педагогические советы.
Педагогическому коллективу работать над повышением результатов образования, использую данные рекомендации с целью успешной сдачи ЕНТ учащимися школы