Слайд 1Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Слайд 2
Программа формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 3
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Слайд 4 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся
в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Минобразования РФ
от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16);
Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ (письмо Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13);
О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ (приказа Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Концепция УМК «Школа России».
Слайд 5Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни содержит четыре
раздела:
Цель, общие задачи и планируемые результаты Программы формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни.
Основные направления Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Содержание Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Оценка реализации Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Слайд 6Цель и задачи программы
Цель: создать условия для формирования знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья обучающихся.
Слайд 7Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
− формирование
представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
−
формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;
− формирование установки на использование здорового питания;
− формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
− формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
− использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
− обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
− формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
− формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Слайд 8Планируемые результаты:
Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала
школьников.
Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.
Сформированность системы знаний по овладению методами оздоровления организма
Сформированность первоначальных навыков по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Слайд 9Основные направления реализации программы
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры.
Рациональная организация образовательного процесса.
Организация диагностики (мониторинг состояния здоровья и физического развития школьников).
годовой).
Реализация профилактической и коррекционной работы.
Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Организация информационно-просветительской работы.
Слайд 10Содержание программы
Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с обучающимися.
Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и
прогнозирует его развитие.
Двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Общеметодические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.
Принцип сознательности и активности — нацеливает на формирование у младших школьников устойчивого интереса к познавательной деятельности.
Принцип активности — предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Слайд 11Принцип наглядности — обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием
форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
Принцип систематичности и
последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Большое внимание уделяется принципу всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).
Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Слайд 12Результаты реализации программы
оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление:
мониторинг состояния здоровья, динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости
обучающихся и т.п.
Ежегодный анализ данных по заболеваемости обучающихся и состоянию здоровья школьников по медицинским группам (приложение 1). Диагностика на основе психолого-педагогических карт школьников (приложение 2).
Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках (приложение 3) и классных часах (приложение 4) в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья.
Во внеурочной деятельности в процессе реализации программ оздоровительной направленности («Все цвета кроме чёрного», «Ритмика», «Тропинка к здоровью») и школьного плана спортивных и оздоровительных мероприятий (приложение 5).
Слайд 13 Приложение № 1
Заболеваемость обучающихся
- Общая заболеваемость
- Болезни органов дыхания: ОРЗ/грипп
-
Болезни органов пищеварения
- Снижение зрения
- Заболевание щитовидной железы
- Пониженное питание
-
Заболевание нервной системы
- Нарушение осанки , сколиоз
- Плоскостопие
- Инфекционные и паразитарные болезни
Год Всего обучающихся Основная группа Подготовительная группа Специальная группа Освобождение от физической культуры
Слайд 14Приложение № 2
Психолого-педагогическая карта
1. Общая информация: фамилия, имя, отчество;
год рождения; сведения о родителях и других членах семьи (возраст,
образование, должность и место работы).
2. Состояние здоровья (заполняется по данным медицинской карты): общее заключение; хронические заболевания; нервно-психологический статус (отклонения).
3. Познавательная сфера по четырем уровням (низкий, ниже среднего, средний и выше среднего), где фиксируется следующие параметры: мышление, внимание, зрительная и слуховая память.
4. Речевое развитие: низкий, ниже среднего, средний и выше среднего; устная речь.
5. Учебная мотивация: характер мотивационной направленности на учение (положительный, нейтральный, отрицательный).
Слайд 156. Эмоциональное самочувствие (заполняется цветосимволами): жизненно важные зоны – школа,
урок, учитель, перемена, класс, двор, семья и др.
7. Отношение к
учителям (заполняется цветосимволами): 1-й учитель, 2-й учитель, 3-й учитель и др.
8. Особенности поведения (аффектно-волевой аспект): уравновешенный, возбудимый, заторможенный тип поведения.
9. Положение в классе: статус – «звезда», «предпочитаемый», «принятый», «изолированный», «отверженный» (где для каждого параметра отмечается количество выборов, дающих этот статус).
10. Характер отношений к детскому коллективу (социовалентность): количество сделанный положительных и отрицательных выборов.
11. Удовлетворенность в общении: высокая, средняя, низкая и отсутствует.
Слайд 16Приложение № 3
В курсе «Окружающий мир»
При выполнении упражнений на
уроках русского языка
В курсе «Технология»
В курсе «Английский язык»
В
курсе «Физическая культура»
Слайд 17Приложение № 4
Тематика классных часов по пропаганде
здорового образа жизни для 1- 4 классов:
- Чтоб болезней не
бояться, надо спортом заниматься.
- Что, значит, быть здоровым человеком?
- Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен.
- Говорим мы вам без смеха - чистота залог успеха.
- Правила дорожного движения.
- Режим дня школьника.
- Как защититься от простуды и гриппа.
- Правильное питание – залог здоровья.
- Безопасность поведения в школе.
- Вредные привычки.
- Поведение в экстремальной ситуации.
- Что значит: быть здоровым человеком?
- Как не стать наркоманом.
Слайд 18Приложение № 5
Спортивные мероприятия
Сентябрь
Спортивный праздник «День
здоровья»
Октябрь
Фестиваль игровых программ «Непоседа»
Ноябрь
конкурс «Дети за безопасность на дорогах»
Декабрь
Открытие лыжного сезона.
Январь
Соревнования на катке
Февраль
соревнования по шахматам «Белая ладья»
Веселые старты
Март
Соревнования по минифутболу
Апрель
Легкоатлетический кросс
Май
Туристический слет