Слайд 1Методические рекомендации по составлению рабочей программы
Слайд 2Качественное планирование образовательного процесса –
залог
успешной деятельности
учителя.
Слайд 3Рабочая учебная программа
– это документ, созданный
учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога
реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении.
(по О.Г. Важновой)
Слайд 4Что это такое?
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором
он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание,
формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения.
Например, «Рабочая программа по русскому языку в 1 классе».
Слайд 5К рабочим программам относятся:
программы по учебным предметам;
программы дополнительного образования;
программы элективных
курсов;
программы факультативных занятий.
Слайд 6Что значит составить рабочую учебную программу по предмету?
Это значит переработать и модифицировать существующие
примерные программы, с этой целью:
сравнить содержание примерных программ и содержание ФГОС;
сравнить содержание авторских программ с содержанием Примерных программ и содержанием ФГОС;
выявить расхождения, зафиксировать их;
добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы;
перераспределить часы на темы и разделы - составить рабочую программу согласно структуре.
Слайд 7Функции рабочей программы:
нормативная
информационно-методическая
организационно-планирующая
Слайд 8Исходные документы для составления рабочих программ
Закон «Об образовании» -
http://www.consultant.ru/popular/edu/
ФГОС второго поколения-http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного
стандарта- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования - http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/
Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533
Авторские программы УМК «Гармония» - http://www.ass21vek.ru/schoolprogram/predmet/
Слайд 9Алгоритм разработки рабочей программы
Сопоставить ФГОС с содержанием примерной
программы
Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в ФГОС, но
не включенными в примерную программу.
Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента.
Провести организацию и структурирование отобранного содержания.
Разработать новый календарно-тематический план
Определить результаты усвоения программы (УУД).
Согласовать рабочую программу с наличием учебников, дидактического материала и других компонентов УМК.
Составить пояснительную записку.
Оформить рабочую программу соответствующим образом и согласовать в установленном порядке.
Утвердить рабочую программу.
Слайд 10Требования к оформлению рабочих программ.
Текст рабочей программы педагога включает
8
(9) основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3.
Учебно-тематический план.
4. Содержание тем учебного курса.
5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
6. Критерии оценивания учащихся.
7. Календарно-тематическое планирование.
8 . Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).
9 . Приложения к программе (по необходимости).
Слайд 11Все структурные элементы рабочей программы
должны быть четко выделены и
соответствовать определенным требованиям к ним.
Слайд 121. Титульный лист
- полное наименование образовательного учреждения,
- гриф утверждения программы
(педагогическим советом или методическим объединением школы и зам. директора по
УВР школы с указанием даты);
- название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;
- указание параллели, на которой изучается программа;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
- название города, населенного пункта;
- год разработки программы.
Слайд 143. Учебно-тематический план
перечень разделов, тем, последовательность их изучения;
- количество часов
на изучение каждого раздела и каждой темы;
- вид занятий (теоретические
или практические, количество часов)
!!! ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ
Слайд 154. Содержание тем учебного курса
-перечень и название раздела и тем
курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной
темы:
-основные изучаемые вопросы;
- практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
- требования к знаниям и умениям обучающихся;
- формы и вопросы контроля;
- возможные виды самостоятельной работы учащихся.
Слайд 165.Результаты усвоения программы
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Регулятивные
УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Предметные результаты
Слайд 176. Критерии оценивания учащихся.
Слайд 187. Календарно-тематический план
(в соответствии с Положением ОУ)
Слайд 198. Перечень учебно-методического обеспечения.
Список литературы (основной и дополнительной)
- методические
и учебные пособия;
- оборудование и приборы;
- дидактический материал;
- литература, использованная
при подготовке программы;
- литература, рекомендованная для учащихся;
- образовательные диски.
Слайд 209. Приложения к программе
- основные понятия курса;
- списки тем рефератов;
-
темы проектов;
- темы курсовых и творческих работ;
- методические рекомендации;
- Интернет-ресурсы.
Слайд 21Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога
Разработка и утверждение
рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных
учреждений
(п. 6 и 7 ст. 32
Закона РФ «Об образовании»).
Слайд 221. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей
программе.
2. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта
рабочей программы.
3. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе.
4. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.
Слайд 25Интернет-ресурсы
http://school22-pr.ucoz.ru/st3.jpg
http://www.niro.nnov.ru/?id=4622
http://59428.edusite.ru/images/p51_p1672395.jpg
http://e-educ.ru/uploads/posts/2010-10/thumbs/1286381709_cover.jpg
http://www.stihi.ru/pics/2011/01/20/5193.jpg
Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 6, 2011 года