Разделы презентаций


Методология и методика педагогического исследования

Содержание

Почему эта тема становится сейчас актуальной ?Целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность -умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методология и методика педагогического исследования
К п н Балан Э.

Методология и методика педагогического исследования К п н Балан Э. С

Слайд 2Почему эта тема становится сейчас актуальной ?
Целью образования становится не

простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них

личная, социальная и профессиональная компетентность -
умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию,
умение действовать.
Основной функцией образования становится подготовка ребенка к участию в деятельности человеческого общества.
Поэтому цель образования – приобретение навыков деятельности, которые носят универсальный характер. Предметное содержание образования – средство, материал, на котором происходит обучение.


Почему эта тема становится сейчас актуальной ?Целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а

Слайд 3
Учитель – главное действующее лицо любых школьных преобразований, которые требуют

от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности.
Учитель поставлен

в такие условия, когда овладение новыми ценностями образования и исследовательскими навыками – обязательное условие его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме образования.


Учитель – главное действующее лицо любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые

Слайд 4
Учителя находятся в непосредственном контакте с учащимися, регулируют их образовательную

деятельность и управляют учебно-воспитательным процессом, результатом которого должно стать новое

качество образования.
В процессе преобразования деятельности возникает потребность рефлексивно осмыслить педагогическую деятельность, искать новые пути ее организации на современных основаниях науки.
Это происходит в процессе педагогических исследований - выработке новых знаний в результате познавательной деятельности, в основе которой лежит методология.
Таким образом, проблемой в работе по повышению квалификации становится формирование методологической и исследовательской культуры педагога
Учителя находятся в непосредственном контакте с учащимися, регулируют их образовательную деятельность и управляют учебно-воспитательным процессом, результатом которого

Слайд 5Предмет и структура методологии
Чтобы понять суть понятия «методология», рассмотрим сначала

современные общие энциклопедические определения методологии.
Методология (от метод и логия) –

учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности
(Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1998.).
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
(Философский энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1983.).
Предмет и структура методологииЧтобы понять суть понятия «методология», рассмотрим сначала современные общие энциклопедические определения методологии.Методология (от метод

Слайд 6 Какие же подходы сложились в литературе в определении понятия

«методология»?
Методология долгое время рассматривалась дословно, как учение о методах деятельности.


Такая трактовка методологии имеет исторические корни:
в классовом обществе существовало разделение труда на труд умственный и физический (по К. Марксу), когда незначительная группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать.
Какие же подходы сложились в литературе в  определении понятия «методология»?Методология долгое время рассматривалась дословно, как

Слайд 7
Психологическая схема деятельности представлялась так:
цель – мотив – способ

– результат.
цель задавалась «извне»;
мотив либо «навязывался» человеку «извне»,

либо он должен был сам себе его сформулировать.
Таким образом, для большей массы людей для свободного проявления своих сил, для творчества оставался только один компонент деятельности –
способ (синоним – метод).
В этих условиях бытовало узкое понимание методологии как метода (способа), который дает заданный результат
Психологическая схема деятельности представлялась так: цель – мотив – способ – результат. цель задавалась «извне»; мотив либо

Слайд 8
К методологии относили все теоретические построения, находящиеся на более высокой

степени абстракции, чем устоявшиеся обобщения.
«Методология педагогики - это учение

о педагогическом знании и о процессе его добывания, то есть о педагогическом познании.
Оно включает:
1) учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике;
2) исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения, теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл;
3) учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова)».
В.И. Загвязинский
К методологии относили все теоретические построения, находящиеся на более высокой степени абстракции, чем устоявшиеся обобщения. «Методология педагогики

Слайд 9
Традиционно сложилось представление, что методология целиком относится к науке, к

научной деятельности.
Методология - это удел тех, кто занимается «теоретической

деятельностью».
Но научная деятельность лишь один из специфических видов деятельности.
Поэтому на все другие виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе на понятие практической методологии.
Традиционно сложилось представление, что методология целиком относится к науке, к научной деятельности. Методология - это удел тех,

Слайд 10Понятие практической методологии
В конце 80-х годов сформировались
группы «методологов», которые

проводили с педагогическими коллективами «организационно-деятельностные игры», направленные на осмысление инновационной

деятельности (О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий и др.);

стали появляться публикации ученых-педагогов, посвященные обоснованию инновационной деятельности в образовании (В.А. Сластенин, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, В.И. Слободчиков и др.).

Среди программистов распространился термин «методология» - тот или иной метод создания компьютерных программ.

Понятие практической методологииВ конце 80-х годов сформировались группы «методологов», которые проводили с педагогическими коллективами «организационно-деятельностные игры», направленные

Слайд 11(продолжение)
Так наряду с методологией научно-исследовательской деятельности стало формироваться новое направление

– методология практической деятельности.
Сейчас их рассматривают с единых

позиций, а именно - с позиций современного проектно-технологического типа организационной культуры.
Основная объективная причина появления различных неоднозначных толкований понятия «методология» состоит в том, что человечество перешло в постиндустриальную эпоху развития, сопровождаемую такими явлениями как: информатизация общества, глобализация экономики, изменение роли науки в обществе, переходе от репродуктивной деятельности к продуктивной, дающей новый результат.

Новиков А.М. Методология образования. 2006г.
(продолжение)Так наряду с методологией научно-исследовательской деятельности стало формироваться новое направление – методология практической деятельности. Сейчас их рассматривают

Слайд 12Методология – это наука об организации деятельности, но не всякой,

а продуктивной, направленной на получение объективно нового или субъективно нового

результата



Любая научно- исследовательская деятельность, если она осуществляются грамотно, по определению всегда направлена на объективно новый результат.

Инновационная деятельность специалиста-практика (учителя) может быть направлена как на объективный, так и на субъективный (для данного специалиста или для данной организации) результат.
Поэтому в случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, т. е. применения методологии.

Методология – это наука об организации деятельности, но не всякой, а продуктивной, направленной на получение объективно нового

Слайд 13Если рассматривать методологию как учение об организации деятельности, то необходимо

рассмотреть содержание понятия «организация»
В соответствии с определением, организация – это:
Свойство

- внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленного его строением.
Процесс - совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
Организационная система - объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.
Если рассматривать методологию как учение об организации деятельности, то необходимо рассмотреть содержание понятия «организация»В соответствии с определением,

Слайд 14Таким образом, методология рассматривает организацию деятельности (деятельность – целенаправленная активность

человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с

четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй структурой .

Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.
Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.

Таким образом, методология рассматривает организацию деятельности (деятельность – целенаправленная активность человека).  Организовать деятельность означает упорядочить ее

Слайд 15Исторически известны разные типы культуры организации деятельности. Современным является проектно-технологический

тип. Он состоит в том, что продуктивная деятельность человека (или

организации) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами.

Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:
фаза проектирования, ее результат - построенная модель создаваемой системы и план ее реализации;
технологическая фаза, ее результат - реализация системы;
рефлексивная фаза, ее результат - оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта.

Исторически известны разные типы культуры организации деятельности.  Современным является проектно-технологический тип. Он состоит в том, что

Слайд 161. Характеристики деятельности:
особенности,
принципы,
условия,
нормы деятельности;
2. Логическая структура деятельности:
·    субъект,
·    объект,
·    предмет,
·    формы,
·    средства,
·   

методы,
·    результат деятельности;
Таким образом, можно предложить следующую «схему структуры методологии»:

1. Характеристики деятельности:особенности,принципы,условия,нормы деятельности;2. Логическая структура деятельности:·    субъект,·    объект,·    предмет,·    формы,·    средства,·    методы,·    результат деятельности;Таким образом, можно предложить следующую

Слайд 17
3. Временнáя структура деятельности:
фазы,
стадии,
этапы деятельности.

Такое понимание и построение методологии позволяет с

единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в

литературе подходы и трактования понятия «методология» и его использование в самых разнообразных видах деятельности.
3. Временнáя структура деятельности:фазы,стадии,этапы деятельности.Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике обобщить

Слайд 18Методология педагогического исследования
 Методология  определяется как «система принципов и способов организации

и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об

этой системе» (Философ. энц. словарь)
 Методология   педагогического   исследования  – учение о принципах, построении, формах и способах  деятельности в  педагогических   исследованиях  (деятельности научного  исследования  в области педагогики).

Методология педагогического исследования Методология  определяется как «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а

Слайд 19«…  методологию  в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений

о педагогическом  познании и преобразовании действительности». В.А. Сластенин
Познание вырастает

из практики, но затем само направляется на практическое овладение действительностью:
«От практики к теории – от теории к практике – от действия к мысли – от мысли к действительности» –  такова общая закономерность взаимоотношений теоретического и эмпирического, процесс бесконечен
«…  методологию  в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом  познании и преобразовании действительности».

Слайд 20 Педагогические  исследования объясняют и предсказывают факты и явления и по

направленности могут быть:
фундаментальные – своим результатом имеют обобщающие концепции,

которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе;
прикладные – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей педагогической практики;
разработки – направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.
 Педагогические  исследования объясняют и предсказывают факты и явления и по направленности могут быть: фундаментальные – своим результатом

Слайд 21Любое педагогическое исследование предполагает определение следующих общепринятых методологических параметров: проблема,

тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и результаты,

как основные защищаемые положения.

Основными критериями качества педагогического исследования являются:

Критерий актуальности
Критерий новизны
Критерий теоретической и практической значимости





Любое педагогическое исследование предполагает определение следующих общепринятых методологических параметров: проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи,

Слайд 22Программа исследования традиционно делится на два раздела:
методологический – включает

обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей

и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы

процедурный – раскрывает стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.

Программа исследования традиционно делится на два раздела:  методологический – включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение

Слайд 23Обоснование актуальности
включает указание на необходимость и своевременность изучения и

решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и

воспитания. 
Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике.
Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств.
В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.
Обоснование актуальности включает указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и

Слайд 24Проблема исследования
формулируется на основе выделения противоречий между настоящим (существующим) и

желательным.
В педагогике проблема часто понимается как противоречие – несоответствие,

несогласованность - между какими-либо противоположностями внутри единого объекта.
Проблема – это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания недостаточно, а нового либо нет, либо оно не развито.


Проблема исследованияформулируется на основе выделения противоречий между настоящим (существующим) и желательным. В педагогике проблема часто понимается как

Слайд 25
Объект исследования – весь массив, который составляет достаточно самостоятельную часть

педагогической системы или процесса.
Объект исследования – это то, на

что направлен процесс познания.
Им может быть:
педагогический процесс
область педагогической действительности
какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие.


Объект исследования – весь массив, который составляет достаточно самостоятельную часть педагогической системы или процесса. Объект исследования –

Слайд 26Предмет исследования –
конкретная часть объекта, которая будет подробно изучаться

в процессе исследования.
Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической

практики, то сама научная проблема находится в другой плоскости. Она выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки.

Решение проблемы обычно и составляет цель исследования. Цель исследования есть представления о результатах исследования.


Предмет исследования – конкретная часть объекта, которая будет подробно изучаться в процессе исследования.  Если социальный заказ

Слайд 27Задачи – конкретизация цели исследования, своеобразный алгоритм, система планируемых (предполагаемых)

действий для решения цели (достижения результата).
Гипотеза – предположение о причине,

вызвавшей какое-либо следствие, о существенной связи между явлениями, о существовании явления
Традиционно в гипотезе выделяют три ключевых союза (если, то и что), которые позволяют выдвинуть научное предположение для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте, а также теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией.

Задачи – конкретизация цели исследования, своеобразный алгоритм, система планируемых (предполагаемых) действий для решения цели (достижения результата).Гипотеза –

Слайд 28
Таким образом, исследование в области педагогики
это процесс и результат

научной деятельности, которая  направлена на получение новых знаний о закономерностях

образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях развития.
Таким образом, исследование в области педагогики это процесс и результат научной деятельности, которая  направлена на получение

Слайд 29Методы педагогического исследования
Методы теоретического исследования:
Теоретический анализ и синтез
Абстрагирование и

конкретизация
Аналогия
Моделирование
Методы эмпирического исследования:
Изучение литературы, документов
Изучение результатов деятельности (учителей, учащихся,

школ)
Наблюдение
Анкетирование
Опрос
Обследование
Мониторинг
Изучение и обобщение педагогического опыта
Опытная работа
Педагогический эксперимент




Методы педагогического исследования Методы теоретического исследования:Теоретический анализ и синтезАбстрагирование и конкретизацияАналогияМоделированиеМетоды эмпирического исследования: Изучение литературы, документовИзучение результатов

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика