Слайд 1Теоретико-методологические основы ФГОС
Анна Викторовна Молокова,
зав. кафедрой начального образования, научный
сотрудник НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО, д-р пед. наук
Слайд 2Теоретическая основа – концепция ФГОС
Слайд 4ФГОС – конституционная норма
Ст. 34: «РФ устанавливает ФГОС, поддерживает различные
формы образования и самообразования»
Слайд 5ФГОС – конвенциональная норма
Солидарная ответственность за результаты образования
Слайд 6Изменение структуры деятельности субъектов образования
Репродукция
Инновации
Слайд 9Требования
К результатам освоения основной образовательной программы
К структуре основной образовательной программы
К
условиям реализации основной образовательной программы
НОО
Слайд 10Результаты освоения ООП
Личностные
Метапредметные
Предметные
Самоопределение
Смыслообразование
Нравственно-этическая ориентация
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
НОО
Слайд 11Структура ООП
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения ООП
Учебный план
Программа формирования УУД
Программы отдельных
учебных предметов, курсов
Программа духовно-нравственного развития, воспитания
Программа формирования культуры ЗиБОЖ
Программа коррекционной
работы
Система оценки достижения планируемых результатов
НОО
НОО
Слайд 12Требования к условиям реализации ООП
Кадровые условия
Финансовые условия
Материально-технические условия
Информационно-образовательная среда
Учебно-методическое
и информационное обеспечение
НОО
Слайд 13«Цель школьного обучения – формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей
владение новыми компетенциями».
Слайд 14Методологическая основа –
признанные научные подходы
Слайд 15
Методология – учение о научном методе познания; принципы и способы
организации теоретической и практической деятельности.
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
Методология –
учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности …
(БЭС)
Слайд 17Компетентностный подход
Возник из-за проблемы «знаниего» подхода: «Знаю, но не могу
применить»
Цель - компетентность – результат когнитивного научения, компетенция –«знание в
действии»
Виды компетенций: личностная, коммуникативная, социальная, интеллектуальная, общекультурная и др.
Средства – интерактивные образовательные технологии
Слайд 18Проблемно ориентированное
развивающее образование
Авторитет – Л.В. Занков
Цель – максимальная эффективность
обучения
Средства –дидактическая система
Принципы
Слайд 19
Личностно ориентированное
развивающее образование
Авторы – В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков,
И.С. Якиманская
Цель – развитие каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей
и личностного профиля
Средства – переход от педагогической учебной ситуации к проблемной и далее к образовательной
Принцип: учитель и ученик – равноправные партнёры
Слайд 20Смысловая педагогика вариативного
развивающего образования
Авторы – А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов
и др.
Цель – многомерное системное развитие смыслового сознания, обретение личностных
смыслов
Средства – создание образовательных пространств разного уровня (урок, исследовательская деятельность вне урока, дистанционное обучение)
Принцип – природособразность в обучении и воспитании
Слайд 21Контекстный подход
Автор А.А. Вербицкий
Цель – согласование процесса обучения с реальным
жизненным контекстом
Средства - использование образовательного потенциала всех уровней кросс-культурного контекста
(мир, страна, СМИ и К, ОУ, семья)
Методический инструмент – проблемная ситуация в единстве предметности и социальности
Слайд 22Системно-деятельностный подход
Основоположники – Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин
Цель
– обучение, «ведущее за собой развитие», осуществляемой в «зоне ближайшего развития» на основе системы научных понятий
Средства – формирование учебных действий моделирующе-преобразующего характера; поэтапное формирование умственных действий и понятий; 6 этапов интериоризации действия