Слайд 1
Нарушения поведения у детей и подростков
с умственной отсталостью
Слайд 2
Расстройство поведения – поведение, обращающее на себя внимание нарушением норм,
несоответствием получаемым советам и рекомендациям и отличающееся от поведения тех,
кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества
Слайд 3Классификации поведенческих расстройств умственно отсталых детей и подростков
Варианты психогенных патологических
формирований личности (Ковалев В.В.)
1. Патохарактерологическое формирование, развивающееся под влиянием уродливого
воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций.
2. Постреактивное формирование, возникающее после тяжелых и затяжных реактивных состояний.
3. Невротическое формирование, образующееся в ходе затяжных неврозов.
4. Дефицитарное формирование, наблюдающееся у детей и подростков, имеющих различные физические дефекты, сопровождающиеся дефицитом сенсорной информации и социальной депривацией
Слайд 4Тяжелые и стойкие нарушения поведения, ведущие к социальной дезадаптации
Формы нарушений
формирования личности (психопатий) у легко умственно отсталых (Фрейеров О.Е.)
1. Возбудимые;
2.
Истерические;
3. Неустойчивые;
4. Астенические
Слайд 5Возбудимые умственно отсталые подростки характеризуются состояниями аффективного возбуждения, злобно-негативистической установкой
в отношении окружающих, конфликтностью, грубо-демагогическим поведением в коллективе, жестокостью
Слайд 62. Истерический характер умственно отсталых подростков проявляется пониженным фоном настроения,
отрицательной установкой в отношении окружающих, истерическими «разрядами» (криками, воем, нанесением
себе повреждений), параличами, афонией, астазией-абазией, агрессией, хвостовством, шутовством, клоунадой, эгоценризмом
Слайд 73. Неустойчивый характер умственно отсталых характеризуется особой неустойчивостью интересов, быстрой
сменой желаний, частыми, но поверхностными колебаниями настроения, неусидчивостью, неспособностью к
даже малейшему волевому усилию, с постоянным стремлением к новым впечатлениям, бродяжничеством и тунеядством
Слайд 84. Астеническим психопатическим характерам у умственно отсталых подростков свойственны робость,
страх, невротические жалобы, элементарные фобии, чувства обиды на окружающих людей,
комплекс неполноценности, неуверенность, мнительность, ипохондрические переживания
Слайд 9Типы психопатоподобных расстройств
(Исаев Д.Н., Микиртумов Б.Е.)
Аффективно-возбудимый тип – бурные вспышки
гнева на обиды и огорчения, нетерпеливость, колебания настроения, склонность к
реакции протеста.
Астенический тип – примитивные депрессивные реакции, возникающие на собственный дефект и связанные с ним неудачи и разочарования, инфантильные реакции отказа (ни с кем не разговаривают, ни на кого не смотрят, не едят, сидят, понурив голову)
Слайд 10Неустойчивый тип – легкая подчиняемость, имитация негативных образцов поведения, зависимость
от других, нередко оказывается орудием в руках антисоциальных элементов
Дисфорический тип
– злобная напряженность, мрачная раздражительность, склонность к агрессии со способностью наносить тяжкие повреждения, к аутоагрессии, разрушительным действиям
Перверзный тип – дромомания, гиперсексуальность, сексуальные девиации
Слайд 11Виды поведенческих расстройств
Побеги из дома, бродяжничество
Агрессия
Аутоагрессия
Повышенная аффективная возбудимость
Грубость
Недисциплинированность
Отказ от обучения
Параутистическое
поведение
Дисфорическое расстройство поведения
Патологически измененные влечения
Воровство
Активное, не соответствующее возрасту, сексуальное
поведение
Алкоголизация
Токсикоманическое
поведение
Слайд 12
Механизм возникновения нарушений поведения у детей и подростков с умственной
отсталостью
Результат взаимодействия социально-психических и природно-психических факторов