Слайд 1Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Подготовил:
зам.директора по УВР Павлов В.В.
Государственное образовательное
учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 1 г. Новочеркасска
Слайд 2Здоровье человека зависит
на 50% - от образа жизни
на 25%
- от состояния окружающей среды
на 15% - от наследственной программы
на
10% - от возможностей медицины.
(По данным исследований Всемирной организации здравоохранения)
Слайд 3Цель здоровьесберегающей педагогики:
- обеспечить выпускнику школы высокий уровень
реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков,
необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Слайд 4организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
воспитание
культуры здоровья;
мотивация на здоровый образ жизни;
обучение использованию полученных знаний в
повседневной жизни.
Задачи:
Слайд 5воспитание здоровой личности,
ориентированной на
здоровый образ жизни;
организация образовательного и
воспитательного процесса,
который не навредит
здоровью ребенку;
использование
средств охраны
здоровья
и развития школьника.
Основные направления:
Слайд 6Группы здоровьесберегающих технологий
Медико-гигиенические
технологии
Физкультурно-оздоровительные
технологии
Здоровьесберегающие
образовательные технологии
Экологические здоровьесберегающие
технологии
Технологии
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности
Слайд 71. Медико-гигиенические технологии
включают комплекс мер, направленных на соблюдение
надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование
в школах медицинского кабинета. Создание стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи школьникам, и педагогам; проведение занятий лечебной физкультурой; организация фитобаров, кабинетов “горного воздуха” и т.п.
Слайд 82. Физкультурно-оздоровительные технологии
направлены на физическое развитие учащихся: закаливание,
тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном
данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
Слайд 93. Экологические здоровьесберегающие технологии
помогают воспитывать у
школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщают учащихся
к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п.
Слайд 104. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
реализуют специалисты по
охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной
службы и т.д. Требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курсов БЖД.
Слайд 115. Здоровьесберегающие образовательные технологии
наиболее значимые из всех перечисленных
по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак
– не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.
Слайд 12В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые
основаны на:
возрастных особенностях познавательной деятельности детей;
обучении на оптимальном
уровне трудности (сложности);
вариативности методов и форм обучения;
оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;
обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации;
создании эмоционально благоприятной атмосферы;
формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”);
на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Слайд 13Принципы:
учет возрастно-половых особенностей;
учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических
особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
структурирование урока
на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)
использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Слайд 14Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
отсутствие назидательности и авторитарности;
воспитание, а
не изучение культуры здоровья;
элементы индивидуализации обучения;
наличие мотивации на
здоровый образ жизни учителя и учеников;
наличие физкультминуток;
наличие гигиенического контроля.
Слайд 15Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
рациональная плотность
урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не
менее 60 % и не более 75-80 %;
в содержательную часть урока включаются вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию ценностей здорового образа жизни и потребности в нем;
количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
в урок включаются виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
в течение урока используются не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);
Слайд 16Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
обучение
должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный,
кинестетический и т.д.);
осуществляется контроль научности изучаемого материала;
на уроке формируется внешняя и внутренняя мотивация деятельности учащихся;
осуществляется индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
Слайд 17Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
создаётся благоприятный
психологический климат, ситуации успеха, эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда,
а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата, в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
в урок включаются технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
для увеличения периода работоспособности и предотвращения утомляемости в урок включаются физкультминутки (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого);
производится целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в итоговой его части.
Слайд 18
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия,
а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(по определению Всемирной
организации здравоохранения)