Слайд 1Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей
повышения познавательной деятельности учащихся в условиях ФГОС
Слайд 3Проблема
Как правило, все дети 6-7 лет с большим
желанием идут в школу, им все интересно. Но интерес к
учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
Слайд 4Актуальность проблемы
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?
Слайд 5Актуальность проблемы
Учитель должен сделать так, чтобы учебный труд приносил школьнику
удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Слайд 6Путь решения проблемы:
Для того чтобы
поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной
мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.
Слайд 7
В условиях внедрения ФГОС особое значение придается технологиям деятельностного обучения.
Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся и
способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Слайд 8Польза
нестандартных уроков
Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый
ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с
неизвестной стороны.
Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми , нестандартные уроки учат общаться.
Слайд 9 Нестандартный урок – это
импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру.
Слайд 10Основные задачи
нетрадиционного урока в контексте введения ФГОС НОО
1. Общекультурное
развитие.
2.Личностное развитие.
3.Развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся.
4.Формирование умения учиться.
5.Развитие
коммуникативной компетентности.
6. Создание условий для атмосферы творческого поиска знаний.
Слайд 11Признаки
нетрадиционного урока
Несет элементы нового, изменяются временные рамки, места проведения.
Используется
внепрограммный материал.
Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
Привлекаются для организации
урока люди разных профессий.
Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использование НИТ.
Выполняются творческие задания.
Слайд 12Наиболее распространенные типы нестандартных уроков
Уроки - деловые игры
Уроки - пресс-
конференции
Уроки- соревнования
Уроки КВН
Театрализованные уроки
Компьютерные уроки
Уроки с групповыми формами работы
Уроки- аукционы
Уроки,
которые ведут учащиеся
Уроки-зачеты
Уроки- сомнения
Уроки - творческие отсчеты
Уроки- конкурсы
Бинарные уроки
Уроки- игры
Уроки- «суды»
Уроки поиска истины
Уроки- лекции
Уроки- концерты
Уроки- диалоги
Уроки «Следствие ведут знатоки»
Уроки - ролевые игры
Уроки- конференции
Интегрированные уроки
Уроки семинары
Уроки- экскурсии
Уроки – игры «Поле чудес».
Слайд 13Урок-суд.
За несколько дней до урока распределяются роли:
судьи, защитники, обвинение, свидетели. Через призму доставшейся роли учащийся готовится
к данному уроку. Ход урока воспроизводит судебное заседание.
Слайд 14
Урок – защита читательского формуляра.
Класс делится на 3-4 команды по
читательским интересам, исходя из того, литературу какой тематики они любят.
Подготовка к уроку идет 2-3 недели.
Каждая группа должна защитить свой читательский формуляр, т.е. ту тему в литературе, которую они любят.
Слайд 15
Урок – защита читательского формуляра.
- сделать сообщения о литературе по
данной теме, рассказать, какими писателями она представлена.
- рассказать о
наиболее ярком произведении.
- проинсценировать одну из сцен (по выбору) - прочитать 2 отрывка из произведения (на фоне музыки).
- проиллюстрировать данные произведения или выпустить литературный листок.
Слайд 16Уроки – взаимообучение.
Класс делится на экипажи
(в каждом – командир, штурман, 2 пилота).
Учитель подробно объясняет новую тему.
Экипажу новую тему объясняет командир (сильный ученик)
Командир принимает зачет у штурмана.
Командир и штурман принимают зачет у пилотов.
Слайд 17Урок – творческий отчет.
Тема и дата урока объявляются заранее.
2.
Объявляются варианты творческих заданий (разработать проект, написать реферат, взять
интервью у специалиста и т. д.).
3. Работать можно индивидуально или группами, полностью самостоятельно.
Слайд 18Урок – творческий отчет.
Ход урока:
Вводное слово учителя.
Выступление уч-ся с
отчетами (если готовила группа, выступает один).
Ответы докладчиков на вопросы одноклассников,
учителя, родителей, гостей. В ответах могут участвовать и члены группы.
Подведение итогов.
Слайд 19Урок – концерт.
Можно провести его как урок обобщения.
На уроке может
работать:
- группа чтецов.
- драматическая группа (инсценирование отрывков)
- группа художников (выполняются иллюстрации, плакаты, карикатуры).
- группа вокалистов.
Слайд 20Бинарные уроки
Бинарный урок - это нетрадиционная форма обучения. В её
структуре органически сочетаются личности учителя и педагога-специалиста, их взаимодействие друг
с другом, а также с учащимися. Бинарная модель обучения - важное средство реализации внутри предметных и меж предметных связей. Бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным.
Слайд 21Бинарные уроки
Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для
решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
На
таком уроке, происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, формируя деятельностный подход в обучении.
Слайд 22Урок-исследование
Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа.
На уроке-исследовании присутствуют элементы ролевой игры. Ученики выступают в роли
ученых-специалистов: ботаников, зоологов, экологов и др. Роль исследователя позволяет ребенку в игровой форме заниматься довольно сложной для него аналитической деятельностью, заполнять таблицы, выбирать примеры и т.п.
Слайд 23Урок - издание газеты или научного альманаха.
Для него группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого
поискового характера по определённым темам. Результаты работы и составляют содержание предполагаемого альманаха или газеты.
Слайд 24Урок – игра.
Названный вид урока
может быть проведён в форме игр «ЧТО? Где? Когда?», «
Умники и умницы», «Счастливый случай», « Крестики –нолики», «Поле чудес» и др.
Учебная задача данных уроков- обобщение и систематизация знаний учащихся.
Слайд 25Виды использования
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока,
и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя.
Слайд 26Выводы
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность
урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам
организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Слайд 27Выводы
Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что использование
в учебно-воспитательном процессе нестандартных форм уроков является одним из важнейших
направлений повышения мотивации, познавательного интереса к изучению предмета, знаний, а отсюда и успеваемости учащихся.
Нетрадиционные уроки- это способ достижения эффективности познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
Слайд 28Высказывание Конфуция
«Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин
быть учителем».